Дважды председатель. Для Владимира Михайловича Кирюхина этот статус дублируется на российском и международном уровне. Он председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по информатике. И председатель Международной олимпиады по информатике – IOI. Эту должность получает член Международного комитета IOI из страны, принимающей олимпиаду в текущем году.В 2016-м такой страной как раз является Россия. В августе Казань будет встречать гостей и участников 28-й Международной олимпиады по информатике среди школьников.
Подробнее о подготовке к этому событию в Казани читайте в «Учительской газете». А на сайте «УГ» мы публикуем интервью с Владимиром Кирюхиным о том, как меняется олимпиада и какие компетенции необходимы сегодня ее участникам для победы.
– Владимир Михайлович, в августе в Казани состоится уже 28-я по счету Международная олимпиада по информатике. Что меняется в сути состязания? И какие компетенции сейчас требуются от ребят?
– Конечно, IOI постоянно развивается, поскольку информатика и информационные технологии эволюционируют с большой скоростью. Это касается и задач, и технологии проведения самих соревнований.
Первая олимпиада состояла из одного тура, и на этом туре была предложена одна задача. На последующих олимпиадах количество туров увеличилось до двух и это характерно сейчас для всех современных международных олимпиад.
Количество задач на турах также изменялось по мере развития международной олимпиады. Вначале было по одной задаче на каждом туре, но каждая задача была многоуровневой. Затем количество задач на каждом туре увеличилось до трех, было и четыре задачи, но в последнее время количество задач на каждом туре равно трем.
Усложнялись задачи с точки зрения требуемого решения. Конечно, задачи на первых олимпиадах сейчас кажутся достаточно простыми, и сложность задач постоянно увеличивается.
Изменилась также и система оценивания задач. Раньше решение каждой задачи оценивалось по тестам и за каждый правильно пройденный тест участнику начислялось определенное количество баллов. Сейчас в каждой задаче выделены подзадачи, и каждая подзадача оценивается либо по отдельным тестам, либо по всем тестам сразу, то есть, баллы за подзадачу начисляются участнику только в том случае, если все тесты для этой подзадачи успешно пройдены.
По сравнению с первой международной олимпиадой, которая была в 1989 году в Болгарии, проверка решений задач участников и технология проведения олимпиады сейчас существенно изменились. Если на первых олимпиадах проверка решений задач участников осуществлялась по тестам вручную и многое зависело от проверяющего, то сейчас это делается объективно с помощью систем автоматической проверки. Все компьютеры участников связаны в единую компьютерную сеть и для проверки решений каждой задачи разрабатывается сложное программное обеспечение, начиная с комплектов тестов и кончая проверяющими программами для каждой задачи.
Изменяется также состав языков программирования, систем программирования и программного обеспечения, которое участники могут использовать во время туров. Из последних нововведений – появление языка программирования Java, который сейчас также можно использовать при решении задач на международной олимпиаде.
С учетом сказанного изменяются и компетенции, которые требуются от участников на олимпиаде. Они должны уже использовать при решении олимпиадных задач более сложные разделы информатики и владеть более современными информационными технологиями, которые сейчас используются на международных олимпиадах по информатике.
– Что, на Ваш взгляд, отличает детей, которые выходят на уровень национальных сборных и в итоге побеждают? У них есть какие-то особенные черты характера?
– Теперь, чтобы успешно выступить на олимпиаде традиционного тренинга недостаточно. Требуется творческая неординарная подготовка детей, причем уже с младших классов. За последние 7 лет в тройку лучших попадают участники, которые стартовали в олимпиаде с 5 класса. Сами дети, увлеченные информатикой, говорят нам, что нужно делать. Они рано принимают решения о своем профессиональном выборе и с удивительным упорством идут к победе. Миссия педагогов – всячески развивать среду обучения информатике, чтобы помочь таким уникумам реализовать свой талант максимально полно.
Сейчас важной частью подготовки является формирование у олимпиадников культуры труда и здорового образа жизни. Умение выстраивать свой индивидуальный график работы, понимать, что здоровье – это ценность человека, а также привлекать этих детей к художественному творчеству – важнейшая компонента развития ИТ талантов. Творческое мышление разработчика алгоритмов высокой сложности сродни творчеству композитора, художника, писателя. В выстраивании алгоритма решения в режиме творческого поиска огромную роль играет развитое воображение, композиционное видение общей задачи, пытливый аналитический ум и критическое восприятие собственных шагов. Я думаю, что молодым тренерам нужно обратить на эту сторону развития ИТ-талантов пристальное внимание и искать новые методы работы не только в сообществе информатиков с привлечением педагогов-психологов, но и с творческим сообществом лингвистов, художников и композиторов. ИТ-таланты по духу творчества очень близки к этим видам творчества. Мы уже начали привлекать в свою работу с российским школьниками эти подходы, и отметили, что самые активные олимпиадники еще увлекаются изучением языков, параллельно учатся в музыкальных школах, участвуют в хоре, пишут стихи, рисуют. Это новое и интересное поле деятельности в работе с одаренными школьниками в области информационных технологий. Школам с углубленным изучением информатики и математики рекомендуем обратить на это внимание.
– Состязание идет два дня по пять часов. И в каждый день участники решают по три задачи. Для них это большое напряжение, предельная концентрация. Кто помогает им настроиться? Бывают ли срывы? И какие рекомендации можно дать тем ребятам, которые в апреле будут выступать на национальной олимпиаде, а потом поедут и на мировое первенство в Казань?
– Состязание – это сосредоточение всех сил. Перед состязанием нельзя отвлекать участников – они все личности, у каждого свои способы концентрации. Роль наставника – максимально удержать участников в состоянии личной концентрации, чтобы они смогли отдать на состязании все, чему научились и все, что могут проявить. Команда из 4-х человек на международной олимпиаде – это вершина олимпиадного года и эта четверка – лучшая. Вера тренеров и руководителей в этих детей – вот главное, с чем они приходят участвовать в международной олимпиаде.
Что назвать срывом? Не думаю, что в интеллектуальном состязании возможны такие аналогии. Но срывы возможны, например, если участник заболел, то для него срыв – это недостаточность сил. Я бы сказал, что в случае, когда участник по каким-то причинам теряет уверенность в своих силах – это и есть возможность срыва. В этом как раз и состоит искусство окружающих, руководителей и наставников, убрать у них все сомнения, помочь им устоять в любой ситуации и максимально открыть свой талант.
Мы всегда говорим ребятам, что олимпиада – это лишь одно испытание, а впереди – мир науки, творчества и возможность открыть для мира удивительные новые технологии, принять участие в самых инновационных открытиях. Вот путь наших олимпийцев, а олимпиады – лишь один важный шаг, позволяющий продемонстрировать им свой творческий потенциал, и обратить внимание мирового научного сообщества на каждого их них. Само участие в международной олимпиаде и, конечно, медаль – это уже величайшее преодоление себя – это закалка будущего ученого.
– Владимир Михайлович, в чем причина успеха тех стран, которые держат первые строчки рейтинга по количеству золотых медалей в Международной олимпиаде по информатике?
– С первой международной олимпиады лидерство сразу захватили две страны – Китай и Россия (с учетом результатов СССР). Так, за все время участия китайские школьники завоевали 107 медалей, из них 72 золотых, а россияне (с учетом результатов СССР) – 104 медали, из них 55 золотых. Следующими после Китая и России с большим отрывом по золотым медалям идут Польша (97 медалей, из них 34 золотых), Румыния (95 медалей, из них 28 золотых), Болгария (93 медалей, из них 23 золотых), Республика Корея (92 медалей, из них 33 золотых), США (90 медалей, из них 42 золотых).
Китай и Россия также держат лидерство и по количеству выигранных олимпиад, то есть, количеству олимпиад, на которых они становились чемпионами мира. Таких побед у Китая – 7, а у России – 5, причем Россия до 2008 года по этому показателю опережала Китай.
Интересно также сравнение стран, имеющих более 70 медалей в своей копилке и где количество медалей превышает 70-процентный порог по вкладу медалей золотого и серебряного достоинства. Здесь среди пятерки лучших также лидирует Китай (88,78%), далее идут Россия (87,5%), США (83,33%), Иран (75%) и Румыния (73,68%).
Ни для кого не секрет, что страны, которые активно занимаются ИТ сферой и работой по выявлению одаренных школьников и развитием их талантов, показывают наилучшие результаты на международных олимпиадах по информатике. О китайской системе работы с одаренными школьниками известно давно и результаты их участия в международных олимпиадах, причем не только по информатике, говорят сами за себя.
Что касается системы работы с одаренными школьниками, то Россия является единственной страной в мире, в которой существует такое массовое мероприятие по выявлению и работе с одаренными школьниками как всероссийская олимпиада школьников, которая охватывает по различным предметам более 7 миллионов школьников 5 -11-х классов всех субъектов Российской Федерации.
Это интересно
Результаты всех международных олимпиад представлены здесь
Это факт
Международная олимпиада по информатике (IOI – International Olympiad in Informatics) — ежегодное соревнование по информатике среди школьников. Впервые она состоялась в Болгарии в 1989 году. IOI имеет свой флаг с логотипом, официальный сайт – ioinformatics.org и научный журнал, включенный в международную реферативную базу данных Scopus. Традиционно в дни проведения олимпиады проходит и научно-практическая конференция IOI.
В этом году IOI принимает Россия. Состязание состоится 12-19 августа в Казани. Организаторы олимпиады – Минобрнауки и Минкомсвязи России, Мининформсвязи и Минобрнауки Республики Татарстан, Казанский федеральный университет.
Фото Ольги Максимович
Комментарии