search
main
0

Методические рекомендации по организации конкурсов знаний по защите прав потребителей финансовых услуг

​Настоящие Методические рекомендации предназначены для педагогов, методистов, а также руководителей организаций образования и содержат необходимые материалы для организации конкурсов знаний по защите прав потребителей финансовых услуг и финансовой грамотности.

Методические рекомендации подготовлены на основе опыта реализации проекта «Анимационные видеоматериалы о правах потребителей финансовых услуг» Института бюджетных решений в рамках реализации работ победителя конкурса Фонда хороших идей в номинации «Защита прав потребителей финансовых услуг» в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Министерства финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.Конкурс знаний может быть организован как на уровне одного класса (группы) в образовательной организации, так и на уровне всей организации, муниципальном, региональном и даже федеральном уровне в зависимости от целей и возможностей организатора.Ключевой особенностью конкурса является то, что участники привлекаются к самостоятельному распространению знаний в доступной и понятной форме для их референтной группы.Методические рекомендации включают в себя:1. Методику организации типового конкурса.2. Типовое положение о конкурсе.3. Инструкцию по оценке и типовой протокол оценки конкурсных работ.В данной версии не публикуются тесты с правильными ответами, чтобы правильные ответы не были в открытом доступе в сети Интернет. Все заинтересованные педагоги и методисты могут получить тесты и ключи к ним по запросу на электронную почту info@budget-solution.ru.1. Методика организации типового конкурсаКонкурс проводится в два этапа: тестирование участников и самостоятельное распространение участниками образовательных материалов. Конкурс может быть проведен в двух форматах: очный формат и онлайн-формат. (См. таблицу.)2. Типовое положение о конкурсеПоложение о конкурсе знаний в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.1. Общие положения1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок организации и проведения конкурса знаний в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг (далее – конкурс).1.2. Данный конкурс проводится в рамках [указать название мероприятия и организатора].1.3. Конкурс проводится с целью содействия распространению необходимых знаний о правах потребителей финансовых услуг среди подростков и молодежи.1.4. Задачами конкурса являются:    повышение финансовой грамотности подростков и молодежи для обеспечения защиты их прав как потребителей финансовых услуг;    распространение практических знаний о правах потребителей финансовых услуг, рисках и опасностях, с которыми могут столкнуться потребители при пользовании финансовыми услугами;    поощрение и поддержка активности подростков и молодежи в распространении знаний о правах потребителей финансовых услуг.1.5. Организатор конкурса [указать название организации].1.6. Подробная информация о конкурсе размещена [указать название сайта или другого источника].2. Участники конкурса2.1. В конкурсе могут принимать участие:    учащиеся общеобразовательных организаций Российской Федерации;    учащиеся профессиональных образовательных организаций Российской Федерации;    учащиеся образовательных организаций высшего образования;    иные заинтересованные граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет;    [другое при необходимости].3. Основные тематики конкурса3.1. Банковские вклады, в том числе:    виды финансовых услуг, предоставляемых банками;    различные виды банковских вкладов;    выбор банка, критерии выбора (рейтинг банка, время работы на рынке, разумные проценты по вкладам и иные критерии);    возможности подростков и молодежи в части открытия банковских вкладов;    финансовое планирование при открытии банковских вкладов;    права и обязанности банка и вкладчика;    государственная система страхования вкладов.3.2. Фондовый рынок и рынок ФОРЕКС    Что такое фондовый рынок?    Виды ценных бумаг (акции, облигации), их особенности и различия, права владельцев акций и облигаций.    Возможности и риски инвестирования на фондовом рынке.    Рынок ФОРЕКС – особенности функционирования, близость с казино.3.3. Финансовые пирамиды    Отличительные признаки финансовых пирамид.    Особенности функционирования финансовых пирамид.    Причины обрушения финансовых пирамид.3.4. Кредитование    Банковский кредит – определение. Виды кредитов – потребительский, ипотечный, автокредит и другие.    Права и обязанности банков и заемщиков.    Поручительство: что это такое и какие риски несет поручитель.    Безопасность при кредитовании. Составление разумного финансового плана перед получением кредита. Расчет платежеспособности, минимизация рисков.    Регулирование предельных ставок по кредиту.3.5. Страхование    Что такое страхование? Договор страхования – основные понятия.    Участники рынка страхования.    Формы страхового возмещения.    Различные виды страхования. Объекты страхования.    Критерии выбора страховой компании.    На что обратить внимание при заключении договора страхования.    Действия при наступлении страхового случая.    Что делать в случае нарушения прав страхователя при выплате страхового возмещения?3.6. Микрофинансовые организации (МФО)    Что такое МФО? Отличия МФО от банков и ломбардов.    Виды услуг МФО. Займы и инвестиции.    Кредитоматы.    Нарушения и мошенничество в сфере деятельности МФО.3.7. Электронные деньги, мобильные платежи, платежи через терминалы и банкоматы    Виды электронных денег.    Безопасность при совершении платежей через Интернет.    Безопасность при совершении платежей через мобильный телефон.    Меры предосторожности при оплате услуг через терминалы и банкоматы.3.8. Банковские карты    Что такое банковская карта? Кредитные и дебетовые карты. Отличие кредитной карты от банковского кредита.    Платежи и комиссии при пользовании банковскими картами.    Критерии выбора кредитной карты.    Критерии выбора дебетовой карты.3.9. Безопасность при пользовании банковской картой (технические способы мошенничества)    Правила безопасного использования карты.    Основные виды мошенничества – фишинговые сайты, письма или звонки от мошенников, копирование данных карты работниками сферы обслуживания и иные способы.    Скимминг: что это такое, признаки установки.    Установка ложного устройства для ввода ПИН-кода. Что должно насторожить при пользовании банкоматом?    Как вернуть похищенные деньги. Порядок действий владельца карты.3.10. Ломбард    Ломбард – определение. Законодательство, регулирующее работу ломбардов.    Права и обязанности ломбарда и заемщика.    Какие вещи можно сдавать в ломбард, как определяется их залоговая стоимость?    Процентная ставка по займам в ломбардах.    Нарушения и мошенничество в сфере работы ломбардов.    Критерии выбора ломбардов.Условия и сроки проведения конкурса будут опубликованы в следующем номере «Учительской газеты-Москва».Валентин КРАУШ,Александр КОВАЛЕВСКИЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте