1 августа в столице стартует Московский урбанистический форум. В Гостином Дворе представят инновационные проекты города в здравоохранении, образовании и социальной сфере. В частности, в зоне образования и карьеры гости смогут в интерактивном формате узнать, какими навыками должен обладать человек будущего, чтобы не бояться меняющихся тенденций и всегда оставаться востребованным на рынке труда.
На площадке гости форума познакомятся с семью основными метанавыками человека будущего. Это критическое мышление, эмоциональный интеллект, коммуникативность, адаптивность, креативность, цифровая и функциональная грамотность. О том, как эти метанавыки развиваются в столичной системе образования, рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки Наталия Киселева.
Человек развивается всю жизнь
Образование — это не только школа или вуз. Это возможность в любой момент своей жизни обрести новое знание, новые навыки, новую профессию, новое увлечение и хобби. Именно этой концепции будет посвящено выставочное пространство зоны образования на Урбанфоруме. Его основная задача — показать, что в настоящее время человеку, а тем более будущему специалисту, профессионалу, необходимо овладеть не только основными фундаментальными знаниями, но и уметь их развивать и применять.
Фундаментальное образование будет символично представлено на форуме в виде древа познания. Академические знания, формулы физики, формулы математики и правила их применения, правила русского и иностранных языков, исторические события — это, несомненно, основной фундамент. Но важно то, как это применяется в жизни, чем дополняется эта основа, чтобы человек мог развиваться, быть постоянно в современном информационном поле профессии, поиске, обучении, быть успешным.
Очень часто спорят о том, что такое навык, и что такое метанавык. Навык — это практически умение сделать что-либо, он обычно состоит из двух частей: теоретических знаний и практического опыта. Например, навык вождения автомобиля: мы знаем правила дорожного движения, знаем, как автомобиль заводится, и имеем практику управления машиной.
Метанавык — это база, на которую ложатся фундаментальные знания и умения. В примере с автомобилем реализация метанавыка — это принятие решений в сложных ситуациях, которые возникают на дороге, когда нужно перестроиться, уступить, сфокусировать свое внимание или осознать, что для комфортного вождения нужно пройти дополнительное обучение.
Чего ждут от человека будущего
Для представления на Московском урбанистическом форуме мы выбрали семь основных навыков, которые, по анализу запросов работодателей в разных сферах, наиболее востребованы, наиболее необходимы человеку. Все их развивает в детях система столичного образования.
Первый и основной метанавык — это функциональная грамотность: то, как мы можем применять наши фундаментальные знания в реальной жизни, для чего мы изучаем тот или иной материал — формулы математики, формулы физики, где мы используем их в реальных жизненных ситуациях. В московских школах на развитии функциональной грамотности сделан большой акцент: детей учат в повседневности использовать информацию, изученную на уроках по всем предметам. Это дает свои плоды: по итогам международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS столичные школьники второй раз подряд становятся лучшими в мире по уровню читательской грамотности.
Второй метанавык — цифровая грамотность. Он необходим, потому что сейчас большая часть процессов автоматизируется. Человеку уже невозможно жить без понимания основных цифровых инструментов, без понимания, где правда, где ложь, как отличить фейковый сайт от настоящего, как не поддаться на угрозы фишинговых атак. И этот метанавык мы тоже активно развиваем: на уроках информатики, в предпрофессиональных инженерных и ИТ-классах, с помощью «Московской электронной школы», на киберспортивных соревнованиях.
Третий метанавык — творчество, креативность. Чем больше процессов автоматизируется с помощью цифры, тем больше у человека будет освобождаться времени для творчества и креативности. И тем сильнее будет нужен ему креативный подход к любому вопросу, чтобы оставаться востребованным профессионалом там, где все больше функций берут на себя технологии. Для развития креативности в московском образовании работают тысячи кружков и студий по разным направлениям искусства и научно-технического творчества, а также школьные театры.
Четвертый метанавык — критическое мышление. В огромном потоке информации, который постоянно присутствует вокруг нас, критическое мышление помогает найти положительные и отрицательные моменты, плюсы и минусы, понять, какая информация истинная, какая — ложная. Свободный и критический взгляд на мир — то, чему учат на всех уроках, включая занятия «Разговоры о важном». А для кого-то критическое мышление станет основой профессии — например, для будущих журналистов, выпускников медиаклассов.
Пятый метанавык — коммуникативность. Для успеха в любом деле важно умение грамотно формулировать и доносить свои мысли, слышать, видеть и понимать, что говорят и пишут другие, а главное — не бояться коммуникации, быть открытым к новым взаимодействиям. Наши школьники постоянно работают над совместными проектами, которые защищают, например, на научно-практических конференциях, в командах участвуют во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Все это развивает коммуникативность.
Шестой навык — адаптивность. Мир постоянно меняется, появляются новые технологии, профессии, возможности, и человек, который хочет за ним успевать, должен сохранять соответствующий темп развития. А для этого необходимо уметь ориентироваться в новых правилах, быстро привыкать к ним и извлекать пользу для себя. Успехи столичных школьников на экзаменах, олимпиадах, в спорте отлично демонстрируют, что наши ребята умеют действовать в условиях неопределенности.
И седьмой навык — это эмоциональный интеллект. Понимание того, что чувствуют другие люди, — залог успеха в любом взаимодействии, в том числе профессиональном. Поэтому мы стремимся создавать для всех школьников комфортную среду, в которой все уважают эмоции друг друга, а возникающие конфликты решаются с помощью взаимопонимания и разговоров — этому способствуют, например, школьные службы примирения.
На Московском урбанистическом форуме в Гостином Дворе все желающие смогут с помощью интерактивных инсталляций проверить, насколько у них «прокачаны» ключевые метанавыки, и получить рекомендации по их развитию.
Комментарии