Мастерица на все руки – так можно сказать об Наталье Борисовне БОРИСОВОЙ из поселка Озерный Иультинского района Чукотского автономного округа. Наталья Борисовна не только преподает историю и обществознание в Озерненской средней школе, но и проводит занятия по профориентации в Иультинском центре занятости населения, ведет кружок ритмики при Доме культуры и научного творчества п. Озерный, пишет сценарии для школьных праздников, сочиняет стихи, танцует и поет.
На уроках энергия и изобретательность Натальи Борисовой не знает границ. Она использует анкетирование, метод дискуссии, ролевые и даже настольные игры. А в свободное время историк выполняет «партийные» поручения ОзОНа. Загадочная аббревиатура расшифровывается так – Озерненская организация непосед.
Годы работы в школе научили меня принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к недостаткам других, но требовательной к самой себе.
Как убедить ребят, что каждый из них имеет право на ошибку, которую можно исправить? Настоящий учитель знает, что школа – это как раз и есть то место, где ребенок может делать ошибки. Образовывая и воспитывая, надо исходить не из наших, взрослых, представлений, а из потребностей и возможностей ученика, из природы ребенка. Развить эти потребности и возможности, не загубить их – главная задача современной школы.
Как трудно бывает порой шагать в ногу со временем. Стараюсь вносить что-то новое. Последнее внедрение – метод проекта – пришелся по душе моим ребятам. Участники проекта вправе высказывать любую приемлемую точку зрения, но при условии, что она доказательна. Бывает, что такие проблемные вопросы рождают споры, и тогда урок продолжается и после звонка.
Думаю, бывает полезно поучиться у своих учеников. Четыре года назад как-то очень остро почувствовала, что я по-прежнему живу в прошлом веке, а мои питомцы – в нынешнем. Мне пришлось признать, что мировосприятие моих ребят чаще всего расходится с моим. Сегодняшние дети вырастают в мире, который не знают старшие, и педагоги по идее должны стать посредниками между традицией и модерном. Так я решилась ввести в свои уроки мультимедиа-учебник, а самыми строгими непредвзятыми моими учителями были мальчишки и девчонки, которые к этому времени уже были с компьютером, что называется, на «ты». Не стесняясь, я спрашивала их о возможностях программы, а они с удовольствием делились со мной своими открытиями в этой области знаний. Мы вместе постигали методику пользования мультимедиа-учебником, которая оказалась совсем несложной, доступной каждому, умеющему хотя бы в минимальной степени пользоваться компьютером.
Мои ребята вынесли из этого опыта самое главное – обучить в принципе можно всему и любого, а вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам. В этой связи я люблю им часто повторять слова Конфуция: «Пусть есть превосходные яства, но, не вкусив их, не познаешь их вкуса; пусть есть высшая истина, но, не учившись, не познаешь ее благости. По этой-то причине, только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве: только начав обучать, узнаешь, что такое трудности. Но, познав свое несовершенство, можно заняться собой; познав трудности, можно себя укрепить».
Задача учителя – помочь ребенку раскрыться. Освободиться от мешающих ему комплексов. Поверить в себя. Сделать так, чтобы ребята проявляли как можно больше самостоятельности, искали свои пути, пробовали, ошибались… Я должна объяснить им, что человек, занимающийся творчеством, непобедим!
Комментарии