search
main
0

МЭШ для творческого учителя. Как организовать взаимодействие?

​Проект «Московская электронная школа» направлен на максимально эффективное использование IT-возможностей школы для улучшения качества образования учеников путем формирования связи между организационными и содержательными аспектами образовательного процесса.

Для меня как для учителя это очень важно, поскольку в связи с переходом на новые образовательные стандарты встала проблема, как организовать деятельность обучающихся на уроке без потери содержания предмета. Как сделать так, чтобы на уроке осуществлялось продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В арсенале современного учителя должны быть такие инструменты, которые позволят все перечисленное выше сделать.Всем известна такая истина, что у каждой профессии есть свои инструменты и любой профессионал без них как без рук. Несомненно, это касается и профессии учителя.За одну профессиональную жизнь произошла сильнейшая эволюция инструментария учителя: от кистей и красок, кодоскопов и пленок через использование проекторов и интерактивных досок к инструментам, обеспечивающим взаимодействие с обратной связью для всех участников образовательного процесса.Московским учителям повезло – у них появился современный инструмент для организации учебного процесса. Им стала платформа «Московская электронная школа». Она не только помогает достичь высоких образовательных результатов, но и является средой, мотивирующей ребенка на успехи как в школе, так и в жизни. И что очень важно – это существенно облегчает работу учителя за счет библиотек сценариев уроков.Многие учителя встретили новые образовательные стандарты настороженно. И это можно понять. Трудно относиться к содержанию любимого предмета как к средству организации работы на уроке. Современный урок должен быть построен на основе системно-деятельностного подхода, и при проектировании и проведении таких уроков возникают проблемы. Зачастую работа обучающегося на уроке превращается в деятельность ради деятельности. Каждый ученик занят работой, отсутствует взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. И самый непростительный вариант – это когда в ходе деятельности происходит потеря содержания предмета. Деятельность есть, а образовательного результата она не дает. МЭШ снимает эти проблемы.Сценарии интерактивных уроков невозможно создать без учета деятельности, а создаются они на основе содержания предмета из атомарных элементов. Интерактивный урок, как конструктор, собирается из элементов содержания с учетом деятельности школьников. Трудно представить интерактивный урок МЭШ, на котором работает только учитель.Распределение образовательного контента на доску, планшет учителя и планшеты учеников не только регулирует потоки учебной информации на уроке, что дает определенный комфорт в работе, но и позволяет учителю работать с привычным для урока средством коммуникации – классной доской.Каждое мобильное устройство через точку доступа подключено к школьной wi-fi-сети, что позволяет обеспечить для каждого учащегося доступ к необходимым на уроке ресурсам. Традиционный портфель школьников в классе может быть заменен электронным портфелем.Давайте посмотрим, что может дать учителю сценарий интерактивного урока.Мне как учителю биологии очень важно показать обучающимся неповторимый мир живой природы, показать именно то, что очень трудно увидеть в условиях мегаполиса. Тут будет полезен такой элемент электронной библиотеки МЭШ, как видеофрагмент. С его помощью можно рассмотреть подробности строения живых объектов, показать за 1-2 минуты длительные опыты с участием животных и растений, увидеть то, что обычно трудно увидеть. Рассматривать объекты можно не только на доске, но и на планшетах.Широкий простор для деятельности дают интерактивные элементы, которые можно выполнять и на интерактивной доске, и на планшетах. Наконец, появилась реальная возможность удовлетворить потребности не только визуалов и аудиалов, но и кинестетиков. Технология «возьми и тащи» позволяет разбирать учебные объекты на части, видеть положение и соотношение этих частей. Реальной стала ситуация, когда к доске выходит ученик выполнять задание с планшетом. Он послойно разбирает учебный объект на планшете, а на доске подписывает фотографию реального объекта, изображенного под другим углом зрения. Учебный объект один, а его воплощения разные. Происходит перенос знаний в новые условия, а вместе с этим и их практическое применение.Биологам необходимо для получения образовательного результата иметь возможность организовать работу школьников с биологическим рисунком. Можно подписывать части рисунка, разбирать его на части или, наоборот, собирать. Элементы такой деятельности, как конструирование, можно использовать при работе с жизненными циклами живых организмов. Этого совсем нельзя сделать с готовой учебной таблицей, ведь там весь цикл предъявлен в готовом виде. Интерактивные элементы сценария урока – необходимый атрибут в этой работе.Восстановление классификаций, распределение учебных объектов и понятий по группам, восстановление последовательностей… Этот список можно продолжать, все зависит от фантазии учителя и содержания урока. Но нет таких лимитирующих факторов, как смена учебных объектов на партах школьников и на доске в процессе урока, когда учитель должен об этом помнить и вовремя доставить к месту действия «рояль из кустов». Ведь уже все находится в сценарии урока.Поменялась и роль теста. Он перестает быть только средством проверки знаний. Появляется развивающий фронтальный тест. Идет не только подготовка к выполнению тестовых заданий в формате ОГЭ и ЕГЭ, но и развитие метапредметных умений. Чтобы понимать смысл прочитанного, недостаточно много читать. Необходимо с текстом работать. А главное – иметь возможность обратной связи. Любое фронтальное тестовое задание можно выполнять на планшетах и ИД, а самое главное – получить результат и сразу понять, я был прав или ошибся. Не дожидаться, когда мои предположения проверит учитель. Тест и биологический рисунок можно совместить и при этом не дожидаться, когда новые знания об учебном объекте сообщит учитель.Высказывать предположения и их проверять, использовать то, что уже известно, для того чтобы узнать новое. Все это работает на важность знаний. Знания важны только тогда, когда ими пользуются. Фронтальный тест и в этом случае дает обратную связь.Активные ссылки делают урок открытым, дают возможность работать с разной информацией. Учитель имеет возможность проложить маршрут в удивительном путешествии по страницам Интернета. Это позволяет использовать решения для образования не только страны, но и всего мира.Интерактивный урок МЭШ достаточно пластичен, чтобы с его помощью организовать учебную работу с использованием различных педагогических технологий. А значит, может быть использован любым учителем вне зависимости от предпочтений последнего.Проект МЭШ учитывает, что современный урок невозможен пока без доски. Инструменты интерактивного урока позволяют уйти от меловой доски к доске интерактивной. Более того, есть возможность теперь поработать с интерактивным заданием не только у ученика, находящегося у доски; в работу с интерактивным заданием можно включить весь класс, поскольку этот контент может быть отправлен на планшеты. Но сегодня хотелось бы поговорить о перспективах. Я вижу дальнейшую эволюцию классной доски в превращении ее в доску коллективного пользования. Эта доска может нам дать следующие возможности:- коллективная работа с общими ресурсами в классе и вне класса;- организация групповой работы на уроке;- обсуждение, планирование проекта, исследования, создание плана работы;- совместная разработка учителями материалов к урокам.Современные средства информационных технологий могут обеспечить информационный обмен между всеми участниками образовательного процесса не последовательно (сначала один ученик у доски, а потом другой), а произвольно. Для этого нет необходимости выходить к доске и дожидаться с поднятой рукой, когда на тебя обратит внимание учитель. Имея в руках планшет, можно отправить на доску свои мысли по поводу проблемы, поднятой на уроке. Твой комментарий увидят все и смогут на него отреагировать. Индивидуальный вклад каждого участника группы станет прозрачным. В работу над общей проблемой будут вовлечены все ученики.Я сейчас говорю не о реальной классной доске, а об участке виртуального пространства, которое меняется в режиме реального времени силами всех участников образовательного процесса. На этом пространстве могут быть размещены документы, необходимые для решения учебной проблемы. Доступ к этим документам имеют все участники данного процесса. Доска увеличивает свою поверхность по мере накопления информации на ней. Она растет вправо, влево, вверх и вниз, а данные на ней масштабируются.Такая виртуальная доска может обеспечивать взаимодействие и учителей при решении межпредметных задач. На ней могут оставить свои комментарии и задания учителя разных предметов. Например, обсуждая бионику и ее вклад в развитие науки и техники на уроке биологии, учитель биологии готовит задания, связанные с биологическими объектами, а учитель физики – с приборами. «Глаз кошки» и оптический электронный преобразователь в приборах ночного видения, «глаз орла» и широкоугольный объектив с высокой разрешающей способностью. Подобная доска может быть использована и для коммуникации между уроками по разным предметам.Можно подумать, что я сейчас нарисовала фантастичную картину. На самом деле подобные виртуальные доски в Сети существуют, но имеют серьезные ограничения в работе на уроке.Для меня в перспективе такой элемент МЭШ, как виртуальная доска коллективного пользования, поможет решить целый ряд проблем, которые часто возникают при организации групповой работы, когда трудно увидеть вклад каждого участника, трудно выставить объективную индивидуальную отметку за работу (не отметку группе). Мы все знаем, что организация групповой работы на уроке доступна далеко не всем учителям. На таком уроке трудно удержать дисциплину. Но ведь обсуждение проблемы в группе не бывает тихим, если ведется стандартным способом. Если у ученика будет возможность отправить на пространство доски свой комментарий, не вставая с места, его увидят все и смогут на него отреагировать своими комментариями. Тогда последовательное взаимодействие будет заменено на произвольное. Слово сможет получить каждый участник дискуссии. Времени урока хватит на то, чтобы предоставить слово каждому.Я начала свои рассуждения со слов о МЭШ. Завершить хочу выдержкой со странички МЭШ на сайте ГМЦ. «Умные» интерактивные столы вместо обычной парты, электронные дневники, журналы, планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты. Именно так сегодня выглядит школа XXI века. Все это возможно, только если есть у учителя современные высокотехнологичные и динамически развивающиеся инструменты.Ольга ДМИТРИЕВА, учитель биологии школы №962

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте