Школьное пространство как современный культурный объект
В наше время культурные объекты выходят за пределы своих стен. И это нормально! Спектакли можно увидеть не только в театре, концерт классической музыки проходит не только в филармонии или консерватории. То же самое происходит с музеями изобразительного искусства: сегодня выставки проходят в парках или в метро.
Наша школа не отстает от современных трендов. В одном из наших зданий есть светлое уютное помещение – мемориальный музей имени К.А.Пурцхванидзе. Этой весной мы отметили год со дня его открытия. Константин Пурцхванидзе был одаренным живописцем-портретистом и пейзажистом, членом Союза художников России. К сожалению, художник прожил недолго. После себя он оставил более тысячи картин, которые выставлялись на разных выставках и получали высокие награды. Часть работ находится в Музее имени И.Е.Репина, часть – в семье автора, а часть – в нашем школьном музее.
Создавая музей, мы ставили довольно амбициозные цели: сформировать у подрастающего поколения эмоционально-личностное отношение к ценностям культурного наследия, расширить кругозор, сформировать познавательные интересы и способности, развить эмоционально-творческое и художественно- эстетическое мышление. Сейчас, спустя год, мы заметили, что не только не отстаем от нашего грандиозного плана, но даже опережаем его!
В списке первостепенных задач была проектная и исследовательская деятельность с привлечением детей из средней и старшей школы для проведения экскурсий. Мы поделились идеей с классными руководителями: и две девочки из 7-го класса сразу включились в разработку экскурсии для учеников начальной школы. Юным экскурсоводам удалось не только создать проект, но и успешно представить и защитить его на ежегодной школьной научно-практической конференции «Полет»-2023, а также презентовать на большом слете ученического самоуправления.
Проект действительно рабочий: почти полгода наши ученицы проводили экскурсии для младшеклассников. За это время музей посетили более 300 человек с разных образовательных площадок. Проект детально проработан, в нем учтены требования возрастной педагогики и психологии, поэтому юные посетители увлеченно слушают, проявляют искренний интерес к материалу, всегда задавая экскурсоводам много вопросов. Участие в проектной деятельности помогло девочкам-экскурсоводам улучшить ораторские способности и стать более уверенными в себе. Потренировавшись с младшеклас- сниками, они с легкостью провели экскурсию для педагогов. В следующем учебном году мы планируем адаптировать материал для учеников средней школы, чтобы экспозицию посмотрело больше людей.
Двери музея открыты не только для школьников. В рамках программы преемственности между детским садом и школой мы регулярно проводим экскурсии для родителей будущих первоклассников и всегда показываем наш музей. Доступ к экспозиции есть и у родителей, которые посещают школьные концерты, собрания и другие мероприятия. Взрослая публика настолько вдохновилась, что мы даже создали при музее художественный клуб для участников социального городского проекта «Московское долголетие». Здесь будут проходить занятия по истории искусства, кинопросмотры, интерактивные беседы и, конечно же, уроки рисования.
В следующем учебном году у нас в планах вывести экспозицию за пределы школьных стен, но не физически, а за счет участия школы в городской олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Так наш музей смогут посетить дети из других школ. Мы уже разрабатываем для них игры и викторины о творчестве Константина Пурцхванидзе, о живописи и искусстве. Сейчас в музее есть QR-коды, по которым можно прослушать аудиоэкскурсию. Как в настоящей картинной галерее, мы рассказываем не только о биографии, творческом пути художника, но и даем культурологический анализ отдельных работ, объясняем художественные термины и стилистические нюансы.
Музей существует недолго, но уже сейчас заметен воспитательный эффект. Например, одна из девочек-экскурсоводов призналась, что в будущем собирается стать музейным работником. Дети-посетители начинают больше интересоваться живописью и хотят пробовать свои силы на холсте. Для этого у нас в школе есть художественные кружки.
Мы чувствуем, что у нашего музея большое будущее, мы в это верим и искренне посвящаем проекту силы и время!
Анна Теренина, куратор мемориального музея им. К.А.Пурцхванидзе школы №338
Комментарии