search
main
0

Медяки, за которыми лезут в огонь. В этой школе больше 150 кружков и студий

Московский центр образования № 1804, или Центр «Кожухово», сейчас известен многим родителям и ученикам. История его заслуживает отдельного упоминания. В начале 90-х московский Южный порт представлял собой некое подобие печально известной Хитровки. Гигантский спрут «черного» авторынка…

Карманники, «наперсточники», «кидалы», наркодилеры – кого только не стягивала сюда возможность поживиться.

Именно в это смутное время и в этом сомнительном месте, в десяти минутах ходьбы от авторынка, и была открыта новая школа – выбирать не приходилось.

Людмилу Анатольевну Курбатову директором коллектив выбрал. С ней пришел муж Андрей Всеволодович. Ведущий научный сотрудник Института управления образования РАО, он стал научным руководителем Центра.

Андрей Всеволодович Курбатов: «К вопросу содержания школьного образования можно относиться потребительски: хочу, мол, чтобы моему ребенку преподавали экономику, немецкий, теннис и хорошие манеры. Мы подходим к делу иначе. В первую очередь также пытаемся сформулировать идеальные представления о школьной структуре, а затем задаемся вопросом: что мы, родители и учителя, можем сделать для реализации этих запросов? У нас нет денег на то, чтобы привлекать в школу «дорогих» учителей, но мы находим энтузиастов, которые говорят: «Я хочу заниматься любимым делом и могу заниматься им на общественных началах. Все наши студии – а их в школе более 150 – возникали именно таким образом.

Наш метод, метод творческого социального заказа, позволяет выявить людей, для которых самореализация является высшей ценностью. Как правило, это те же родители наших учеников, непосредственно заинтересованные в повышении уровня школы».

Кстати, этот метод позволил Центру стать одним из победителей конкурса «Лидер образования-2001».

Сегодня каждый 4-й учащийся, а их здесь 1500, – победитель предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, спортивных соревнований или творческих конкурсов районного, городского, российского и международного уровня.

До 200 учеников Центра ежегодно принимают участие в Московском международном форуме «Одаренные дети». Более 200 ребят – лауреаты и призеры конкурса «Юные таланты Московии». По результатам конкурса «Модель миротворчества ООН – сеть школ мира», в котором участвовали около 700 детей, Центр образования награжден дипломами «Школа мира – 2002», «Школа мира – 2003».

Центр – дипломант Всероссийского конкурса воспитательных систем, лауреат конкурса «Москва на пути к культуре мира», обладает статусом «Ассоциированная школа ЮНЕСКО».

Каким же невероятным образом коллективу удалось добиться подобных результатов?

Роль личности в истории – даже в истории школы – фактор, как известно, значительный. В конце 80-х семья Курбатовых участвовала в застройке своего района в рамках МЖК. Коллектив подобрался деятельный, увлеченный, дальновидный. Планируя свой район, молодые люди серьезно задумывались о его будущем и понимали: квартиры квартирами, но выделить определенные ресурсы на проектирование системы образования жизненно необходимо. Был объявлен конкурс образовательных проектов, на котором авторский проект Курбатовых занял первое место, получив статус социального заказа.

Разработка проекта длилась около трех лет, и одновременно подбирался педагогический коллектив. В тот момент, когда стало очевидно, что все частички этого непростого «паззла» собраны воедино, решено было открыть школу.

Принцип работы Центра «Кожухово»: научить ставить и решать задачи в любой области деятельности. А поскольку творчество более всего развивается в сфере дополнительного образования, то на ней и сделан особый акцент. Система интеграции дополнительного и общего образования позволяет человеку в любой момент сменить свою профессиональную направленность. А главное условие сегодняшнего существования – это способность к быстрой адаптации.

Элементарный пример того, что система эта работает, – последний городской турнир по шахматам. Педагоги решили проверить, что сильнее – наученность или общее развитие, и выставили против команды кандидатов в мастера свою школьную команду. В итоге команда «кожуховцев» из 25, можно сказать, профессиональных команд заняла 13-е место, а некоторых даже обыграли «всухую».

Начиная с 1-го класса 100% школьников занимаются в каком-нибудь из школьных кружков, некоторые – сразу в нескольких. «Раскрыть» учеников, направить их – дело педагогов. В этой школе рейтинг классного руководителя зависит, в частности, и от того, насколько ему это удается.

А выбор огромен. Помимо базовых художественной и музыкальной школ, а также театральной студии ребенок имеет возможность развить в себе самые разнообразные таланты и получить самые разные знания. Одни дети посвящают свой досуг изучению французского этикета, другие пытаются разобраться в дебрях лекарственных растений, третьи открывают для себя христианские сюжеты и образы в русской литературе, занимаются веб-дизайном, судомоделированием, решают старинные задачи или совершенствуются в плетении на коклюшках.

Каждый кружок посещают от 15 до 90 человек. Самые популярные: «Театр» (163 ученика), «Хор» (147), «Родная речь» (78), «Ролевые игры на английском языке» (75), «Керамика народных промыслов» (70)…

Причем ребенок может 5 лет специализироваться в области музыки, а затем безболезненно перейти в математический класс.

Все успеть, усвоить и не растеряться ученикам помогает кафедральная система. В школе 5 кафедр, объединяющих как основное, так и дополнительное образование – естественно-научная кафедра, кафедры словесности, музыки и танца, изобразительного искусства, физического образования и здоровья. И общеобразовательные, и дополнительные предметы ведут одни и те же педагоги, что позволяет серьезнее сосредоточиться над какой-то общей проблемой.

Елена Валериевна Смирнова, преподаватель истории, истории культуры, музыки, художественный руководитель театра: «Я тесно сотрудничаю с учителями литературы и изобразительного искусства, с другими преподавателями музыки, например, «хоровиками». Мы вместе ставим спектакли, непосредственно связанные, например, с темой, которую ребята проходят по истории. Вторая половина дня продолжает первую. Сейчас пишем сценарии по сказаниям о Дмитрии Донском, Александре Невском, истории Крещения Руси».

Здесь считают, что каждый ребенок имеет способности, главное – найти в нем особые «ниточки». Если он почувствует себя будущим Моцартом или Репиным, то сможет серьезно заниматься в музыкальной или художественной школе. После их окончания ученик получит свидетельство с перечнем всех пройденных предметов, которое позволит ему поступить в художественный лицей или музучилище. С художественным лицеем им. Карла Фаберже у школы даже заключен договор.

Как говорит А.Курбатов, результат собственного творчества – только его они всегда будут ценить и защищать, только это может побудить их трудиться. Это медяки, за которыми они полезут в огонь.

Так, в кружке «Архитектурное черчение» школьники не просто изучают элементы реставрации, делая чертежные зарисовки памятников архитектуры Москвы. На пересечении Коломенского и Кожухово рядом с храмом Богородицы стоит закладной камень. Здесь будет воздвигнут новый храм Александра Невского, архитектурный проект которого сделали сами ребята…

Но, может быть, главная оценка работы педагогов школы – то, что многие выпускники идут сегодня в педвузы, даже наперекор практичным родителям. И это должно вселять надежду.

Виктория СОКОЛОВА, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте