Каждый из нас рождается любознательным и талантливым, и в каждом заложены признаки ученика – постоянно учиться и узнавать новое. Замечено, что к 5‑6‑му классу интерес к учебе ослабевает, учиться становится скучно. В то же время многие подростки 12‑16 лет ежедневно проводят много времени в социальных сетях, создавая там большое количество продуктов: фотографий, рисунков, видеороликов, разнообразных постов. И свой досуг подростки все чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, получаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, учителями. И это у них получается достаточно хорошо.
Термин «медиа» (от лат. media – «средство») в современном мире используется в качестве аналога понятия средств массовой информации и коммуникации. К ним относятся печать, фотография, радио, кино, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет. И масштабы влияния медиа на различные сферы жизни подростка возрастают с каждым днем.
По данным отечественных и зарубежных исследований, время, затрачиваемое подростком на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже превосходит его занятость в школе. Отмечается, что информация, получаемая из различных медиаисточников, в отличие от учебного материала в школе обладает рядом привлекательных для детей свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания, не требует заучивания и не подвергается оцениванию. Все это делает медиа как источник знаний более привлекательным для учащихся, чем школьные уроки.
Школа №1252 имени Сервантеса с марта 2021 года присоединилась к проекту Института проблем образовательной политики «Эврика» «Медиадеятельность в образовании». Одна из задач проекта – подготовка специалистов, способных интегрировать медиадеятельность в образовательный процесс современной школы, использовать современные медийные, в том числе цифровые, технологии и инструменты в образовании.
На первой встрече с педагогами школы научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», главный редактор газеты «Вести образования» Александр Адамский подчеркнул важность медиадеятельности в образовании и предложил обсуждать ее не с точки зрения профессиональной подготовки, а как образовательную деятельность:
– Ключевая потребность подростка – выразить себя, обращаться своим содержанием к другим людям.
По его мнению, медиадеятельность в образовании решает самую главную проблему, над которой давно бьются педагоги и родители, – это повышение мотивации подростков, школьников 6‑8‑х классов. А если это работает, то педагогам в рамках урока и за его пределами необходимо чаще предлагать детям создавать медийные пробы (тексты для СМИ, блоги в интернет-пространстве, видеоролики в YouTube или в ТikТоk, подкасты), а затем на этой основе выстраивать образовательный процесс, связывая с общекультурным и предметным содержанием и фиксируя образовательные результаты.
Александр Адамский считает, что, во-первых, при создании медиапродукта особое значение имеет его качество, он должен соответствовать всем медиатребованиям; во-вторых, управлять созданием продукта должны педагоги с позиций медиамастера, учителя и тьюторы; в-третьих, необходимо уходить от репродуктивных задач и уметь вычленять образовательные результаты из внеурочной деятельности. В рамках проекта в школу Сервантеса были приглашены профессиональные преподаватели по созданию медиапродуктов: Григорий Волчков, видеопродюсер, автор и ведущий подкаста РБК и преподаватель НИУ ВШЭ, и Ирина Виноградова, кинорежиссер, сценарист, видеограф, автор и ведущая радиопрограмм, часть команды YouTube-канала «Образователи».
Уже давно выявлены педагогические аспекты использования электронных медиа в образовании (они дают возможность лучше воспринимать и запоминать материал, позволяют повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам, обладают богатыми воспитательными возможностями, их использование в учебно-воспитательном процессе ориентировано на формирование познавательных мотивов учащихся). Занимаясь творчеством и самовыражением в Интернете, школьники развивают метапредметные навыки (анализ, рефлексия, выявление причинно-следственных связей и другие). Здесь он рисовал, Википедию читал, потом играл, затем смотрел видеоролик, где рассказывается об истории государства, потом переключился на аудиокнигу. Интересный контент и интересные люди от детей на расстоянии одного клика.
Но без помощи процесс создания контента носит стихийный характер, а образовательные результаты оказываются незакрепленными, и поэтому не проектируются на школьные занятия. Поэтому задачей этого проекта стало создание системы регулярного медиапроизводства, когда педагоги-предметники закладывают образовательные результаты в медиапродукты, а классные руководители и психолог помогают поддерживать мотивацию ребенка на высоком уровне.
На занятия к педагогам (их называют мастерами медиадеятельности) приходят учащиеся, у которых есть проблемы по определенным предметам. За основу берутся увлечение ребенка, его интересы, возможно, никак не связанные со школой. Педагоги общаются с учителем-предметником и совместно определяют тему и направление проекта. Вместе с педагогом-предметником формулируется задача, которая ставится перед созданием медиапродукта. Учащийся обеспечивается ресурсами для творчества – временем, оборудованием. Совместно с мастерами пробует создать медиапродукт, при этом включаются в производство медиапродукта образовательные результаты ФГОС. Затем учащиеся презентуют свои медиапродукты на разных платформах и разными способами.
И на последнем этапе предлагается отрефлексировать как самому учащемуся, так и педагогу-предметнику, который за результат ставит оценку. Все это происходит во внеурочное время. То есть ребенок занимается образовательным процессом, но более творчески и инициативно, чем в урочном формате. Каждый участник проекта получает возможность продемонстрировать, как он развил метапредметные навыки, применимые в любом другом роде деятельности. Творческий подход позволяет не только восстановить мотивацию к изучению конкретного предмета, но и научить более креативно подходить к решению любых задач.
Поэтому все участники образовательного процесса работают в единой команде. Мастера и педагоги помогают ребенку эту задачу реализовать. В итоге учащийся восстанавливает интерес к предмету, обращает свое внимание на предмет, смотрит на него по-новому, получает отметку по данной дисциплине в журнал.
Результатом трехмесячных занятий стали новые проекты. Так, Камила Ф. в процессе создания метапредметного проекта «Как художник применяет геометрию?» не только узнала о сервисах для поиска фотографий и для публикации статей, но и отработала навык написания статьи, улучшила знания о доказательстве признака параллельности прямых и обнаружила принципы применения темы в реальном мире! Алисе А. сложно дается литература, поэтому она вместе с мамой и бабушкой начала записывать видеосказки собственного сочинения.
Таким образом, погрузившись в структуру создания этого жанра, удалось повысить учебную мотивацию и отметки, расширить кругозор как ребенка, так и взрослых, помогающих ему. А ученик 6‑го класса Миша С. создал проект по истории «Роль собаки во время Великой Отечественной войны», соединив в своей работе глубокий анализ исторических фактов и погружение в производство медиапродукта – фильма.
На старте проекта педагоги отнеслись к нему настороженно, так как восприняли медиапространство больше как развлечение, которое отвлекает от учебы, а не помогает. Но уже в процессе стало очевидным, что это уникальный инструмент вовлечения детей, открытие новых возможностей.
– Оказывается, что мы (педагоги старшего поколения) перестали замечать, как стремительно бежит время и одновременно с этим развиваются технологии. Современные дети гораздо быстрее адаптируются к реалиям XXI века, а подходы к образованию молодежи не успевают перестраиваться и соответствовать тенденциям. Я хочу выразить благодарность администрации школы за возможность поучаствовать в интереснейшем проекте, потому что не только дети приобретают что-то новое, но и педагоги могут пересмотреть свои взгляды на технологии, увидеть потенциал для дальнейшего развития, – поделилась своим мнением педагог с двадцатилетним стажем, учитель русского языка и литературы Татьяна Николаевна Алешина.
В продолжение развития проекта педагоги школы также прошли курсы «Медиа в образовании. Развитие медийных компетенций школьных команд», на которых эксперты «Эврики» рассказали, как реализовать замысел медиапродукта и довести его до конечного результата, фиксируя образовательные результаты и отслеживая психологическое состояние детей и общую атмосферу образовательного процесса, а также как организовать в школе коллективно-распределенную медиадеятельность и интегрировать ее в традиционный урок.
Стоит отметить, что применение новых подходов в образовании является необходимостью современных реалий. Ведь взрослые – родители, воспитатели, учителя – явно видят, что восприятие детей стало другим, а методы обучения остаются теми же. Использование медиадеятельности – одна из возможностей совершенствования. Экспериментальным путем установлено, что такой подход положительно сказывается как на учениках, так и на педагогах, каждый открывает для себя что-то новое и интересное, получает полезный опыт в необычных для себя сферах деятельности, начинает смотреть на привычные вещи под необычным углом.
Людмила НОВИКОВА, заместитель директора по содержанию образования школы №1252 имени Сервантеса, кандидат исторических наук;
Наталья ПЕНТЮХИНА, учитель русского языка и литературы школы №1252 имени Сервантеса
Комментарии