search
main
0

Математическая карусель и другие аттракционы

Дидактическая игра как средство развития универсальных учебных действий

Как поддержать активность ребенка в течение всего урока? Существует также потребность в развитии не только знаний учеников, но и всех ключевых компетенций, поэтому нужны методы обучения, способные удовлетворить эти запросы современного общества. Очень перспективным представляется мне метод обучения с помощью дидактических игр.

С появлением проекторов, электронных досок практически в каждом классе стало намного легче разнообразить урок, помочь ученикам освоить материал. Задача учителя заключается в том, чтобы правильно подобрать инструменты, которые бы мотивировали учеников и при этом способствовали формированию универсальных учебных действий.

Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе поднимали педагоги-практики Макаренко, Сухомлинский, Яковлев, а также психологи Выготский, Эльконин.

Дидактические игры на уроках математики способствуют развитию позитивного отношения учащихся к математике и процессу ее преподавания. Существуют игры, которые также являются полезным инструментом для лучшего построения математических знаний. Поэтому необходимо проводить игры для реализации различных образовательных целей и исследовать их эффективность и влияние на учебный процесс.

Например, игра «Математическая карусель». Цель: улучшить навыки счета. Класс делится на мини-группы, например по рядам. Условия: первым партам выдаются листы с заданиями, они решают примеры. Затем передают последующим ученикам. Выигрывает тот ряд, который быстрее и правильнее решит все примеры. Оборудование: листы с заданиями, бланки для ответов. В итоге проверяется правильность выполненных заданий. Подходит для этапа актуализации знаний.

Игра «Что это?» подходит для подготовки к изучению новой темы. От каждой мини-группы (мини-группа формируется по принципу объединения рядов) выбирается 1‑2 человека. Они должны правильно распределить примеры к теме, к которой они относятся. Примеры из ранее изученных тем перемешаны с новыми. Для этой игры необходимы электронная доска с возможностью сенсорного управления либо таблички с заданиями, магниты и обычная доска. Проверка происходит совместно со всем классом. На игру отводится не более 5 минут.

Игра, которая помогает закреплять новые понятия, «Не скажу, что это, но могу объяснить» направлена на запоминание терминов и понятий. От каждого ряда выбирается по нескольку человек. Им дается термин, который они должны объяснить своей команде, используя определение, но не называя само понятие. Выигрывает та команда, которая назовет все слова верно. Необходимы только карточки с терминами. Время проведения зависит от количества терминов.

Еще один пример игры для закрепления полученных знаний – «Математический имаджинариум». Класс распределяется на мини-группы по 4‑5 человек в зависимости от того, сколько человек в классе. Каждой команде выдается карточка с различными символами, нужно составить задачу, используя эти символы. Затем сбрасываются карточки и условия, составленные каждой командой. Ведущий зачитывает условие и показывает карточки, команды должны догадаться, к какой карточке это относится. После того как все угадали, к какой карточке относится условие, случайным образом распределяются условия и решаются задачи. Необходимое оборудование: карточки с символами, листы для решения.

Многие задания можно преподнести как игру, задавая соревновательный дух. Но с одной стороны, внедрение элементов игры в учебный процесс может способствовать повышению мотивации, а также формированию универсальных учебных действий. А с другой стороны, чтобы запустить процесс учебного творчества на уроке, необходимо создать особые условия, для того чтобы вывести учеников на творческий уровень обучения, притом что объем программы и количество учебных часoв, отведенных на математику, не всегда позволяют это сделать.

Но также нужно помнить, что эффективными действия будут только при соблюдении некоторых условий. Во-первых, педагогу надо учитывать возрастные особенности, а также использовать подходящие дидактические игры по теме и уровню знаний, а во-вторых, соблюдать правила проведения дидактической игры, поддерживая дружелюбную атмосферу, и, конечно же, ориентироваться на интересы учеников.

Дидактическая игра делает урок более интересным, мотивируя учеников изучать математику в непривычном формате, привлекает внимание и организовывает совместную работу, дает шанс проявить себя и наладить взаимоотношения в классе. Такие игры способствуют всестороннему развитию ученика в интересном и необычном формате.

Таким образом, дидактическая игра становится наряду с привычными форматами работы на уроке, но имеет большее влияние на учеников при условии правильного проведения.

Несмотря на положительное развитие универсальных учебных действий в период проведения дидактических игр, могут возникнуть некоторые трудности в построении работы. Одна из трудностей – это сложность вписать игру в учебный процесс, подчиненный строгому методическому плану учебных действий. Другая сложность заключается во времени: детей увлекает процесс игры, но его приходится прерывать из-за окончания урока. И конечно же, подготовка к данному формату работы на уроке требует больших временных затрат на подготовку к уроку, чем к обычному.

Дидактические игры не обязательно проводить каждый урок. Их нужно проводить с некоторой периодичностью, чтобы это не стало обыденной формой урока. Только при таком условии будет выполнена одна из главных задач современного образования – привить интерес к обучению и развитию универсальных учебных действий.

Наталья ГРИВКО, учитель математики школы №1383

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте