search
main
0

Мастерская

Чему поразился Валентин Распутин

“Школа Станниковой” – это поколения цельных людей, воспитанных на русской литературе

В Александрове, городе не очень большом, но и не маленьком, Евгению Кузьминичну Станникову знают многие и называют ее “местным Белинским”.

В сорок втором году пришла она в деревенскую школу учителем начальных классов, потом преподавала в педучилище методику литературы, а в двадцать пять лет стала завгороно. На административной должности Евгения Кузьминична долго не задержалась – заглянула в свой дневник прочитанных книг и поняла – надо возвращаться в школу. Почти полвека проработала преподавателем литературы, параллельно более двадцати лет читала лекции во Владимирском институте усовершенствования учителей. Когда с ее разработкой урока по “Прощанию с Матерой” познакомился Валентин Распутин, он как автор был поражен точностью и глубиной трактовки его произведения. Чего не было в жизни Евгении Кузьминичны, так это официозных чествований и высоких наград, только она считает, что это и не нужно, признание учеников дороже.

– Как же родилась “Школа Станниковой”?

– Так получилось, что раньше даже учителя не имели доступа к той литературе, которую читают и преподают сейчас, той, что я читаю уже на пенсии. Раньше был один Пушкин, да и того учителей ориентировали преподносить с точки зрения революционной идеи. Это страшно скучно. Мне всегда думалось: “Господи, откуда же взялся Пушкин?”, ведь все формируется постепенно. Потом, когда началось потепление, стали печатать его современников, и стало понятно, что и Пушкин не ни на чем появился, что у него были замечательные предшественники. Ну а когда пошла перестройка… Пастернак у меня был вот в таком малюсеньком разрешенном томике, а у многих и того-то не было. Как же так, после Чехова сразу Горький – это же не логично! Вот почему уже на пенсии я занимаюсь писателями, которые были изьяты из библиотек, помогаю учителям делать разработки тем тех произведений, которые писались “в стол”. Вот у меня планчик – заказы учителей. Солженицын, Дудинцев, Пастернак, Астафьев – это разработки зимнего сезона. Сейчас разрабатываю “Лик” Набокова, “Картину” Даниила Гранина, “Котлован” Платонова, “Мы” Замятина. У меня очень хороший контингент учителей, который меня вдохновляет. Среди них есть совсем молодые, “зеленые”, и совсем старенькие.

– Переучиваются?

– Они всю жизнь вместе со мной учатся. Когда я ушла на пенсию, меня попросили вести школу при методическом кабинете в Доме учителя и назвали ее “Школа Станниковой”. Да и как я брошу, когда есть учителя, которым постоянно интересно работать. Это ведь не просто “научите”, это сотрудничество, и со многими я сотрудничаю уже десятки лет. Я вижу, как учителя окрыляются, растут, мне это очень интересно. Вы знаете, у учителей есть такое психологическое состояние – они боятся присутствия посторонних на своих уроках. Мои же учителя, напротив, радуются, если к ним кто-то приходит, а к нам на открытые уроки ездят даже из других городов.

– В чем основной принцип вашей методики?

Даже очень хорошие учителя строят свои занятия так: “Прочитай – перескажи” или “Прочитай и выскажи свое мнение”. Поэтому мы просто не затрагивали специфику литературы как искусства, искусства слова. У нас вся литература была зациклена на социалистическом реализме, все страшно сужалось и делалось практическим, литература была средством извлечения какого-то сиюминутного вывода. А ведь задача литературы совсем другая – воздействовать на душу эмоционально. Вот, например, в “Котловане” священник говорит, что “для меня жизнь кончена, у меня отняли Бога, а у Бога отняли людей”. За этим стоит целое философское учение нравственного порядка, а как его раскроешь через пересказ?

Мы начали работать еще с начальными классами. Вот “Дед Мазай и зайцы”. Эту поэму вообще нельзя пересказывать, все опошляется! Лучше авторов поэтического слова никто не скажет. И вот, помню, одна учительница просит меня: “Помогите мне дать урок”. Мы вместе стали работать над художественным словом, и этот урок в школе был, как разорвавшаяся бомба. В поэме есть строки про то, что “у куста копошится зайчиха, еле жива, а толста, как купчиха”. И все, мимо. А тут раскрывается содержание этой фразы и, Боже мой, сколько было эмоций: “Она же зайчиков должна родить, она же мама!” Это поразило всех учителей начальных классов. Достаточно постичь специфику литературы, а дальше все пойдет как надо.

– Вам не кажется, что для такой работы школьникам может не хватить теоретических знаний?

– Я считаю, что школьные учебники дают для этого достаточное представление. Увлекаться терминологией тоже не стоит, ведь главное – слово, которое подлежит раскрытию.

– Соответствует ли, на ваш взгляд, школьная программа возрасту? Ведь если ребенку вдруг что-то покажется сложным или непонятным, у него навсегда может пропасть охота к изучению литературы…

– Меня всегда возмущала перегруженность программ и рекомендаций. Лучше изучить немногих авторов, но при этом постичь их творческую манеру, привлекая к этому все виды искусства. “Я помню чудное мгновенье…” – это же импрессионизм, здесь надо знакомить детей с Ренуаром.

Помню, я вела в школе факультатив “Поэты пушкинской поры”, у Пушкина ведь были замечательные современники. Так на этих факультативах мы… пели романсы. Класс маленький, народу много. Я говорю: “Ребята, если кому неинтересно, идите домой, это же факультатив”. А они – ни в какую: “Мы тоже хотим петь!”

– Наверное, сейчас у детей интересы уже другие, да и идеалы поменялись…

– У моих учеников всегда идеалы были те же, что и у меня. Вот я считаю, что “Война и мир” – это практическое обучение жизни. Мои ученики, конечно, очень любили и Наташу Ростову, и интеллектуальную Марью Болконскую, но больше всех симпатизировали Андрею Болконскому. А я очень хорошо помню, что сама не желала другого жениха, кроме как такого, как Андрей Болконский. Недавно меня пригласили на встречу выпускников, и что вы думаете, среди моих бывших учеников нет ни одного разведенного, нет даже тех, кто женат или замужем во второй раз. Так что я думаю, что тогда мы жили одними идеалами. Вот Василий Яковлевич (муж Евгении Кузьминичны. – Прим.авт.) всегда был моим ученикам “классным папой”. Мы все вместе ездили и в Ленинград, и в Киев, не говорю уж о Москве, сначала с моими классами, потом, когда я вышла на пенсию, с классами моих учеников. Сейчас уже – с их внуками.

– Я слышала, что готовится к печати ваша книга, когда же она выйдет в свет?

– Не знаю. Вообще эту книгу задумали те учителя, которые учатся в “Школе Станниковой”, и в принципе это правильно – ведь не могу же я каждому дать переписать конспекты моих разработок. Книга уже давно написана, но только дело с изданием что-то застопорилось. Правда, сейчас учителя города и мои бывшие ученики набрали по крохам какую-то сумму, и, возможно, книга все-таки будет. По крайней мере я на это надеюсь.

Наталья ПРОХОРОВА

Курс молодого учителя

Простейшие диагностические задачи

Занятие 14

умается, никто не будет возражать против мысли, что нельзя найти двух одинаковых классных коллективов, что за 1-2 месяца любой класс очень сильно меняется, что по этим причинам диагностика классного коллектива – не роскошь, а необходимость. Но одни отдают предпочтение диагностике психологической, другие – педагогической. На самом деле здесь нет альтернативы, и правильнее говорить о совместной психолого-педагогической диагностике.

Рассмотрим на конкретных примерах только три типа задач, связанных с расчетом коэффициентов корреляции: оценку тесноты взаимосвязи между признаками; выделение среди факторов, влияющих на результат, наиболее значимых; расчет корреляционных матриц.

Пример задачи первого типа

Оценка тесноты взаимосвязи между скоростью чтения и успеваемостью.

В первой строке N таблицы проставлен номер ученика по классному журналу; во второй строке V проставлена скорость чтения, количество слов в минуту; в третьей строке Z единичками отмечены те ученики, которые занимаются на “4” и “5”, более слабые ученики отмечены нулями.

Как зависит успеваемость от скорости чтения? Ученики с порядковыми номерами 3, 7, 8, 20 быстро читают и хорошо учатся. Но можно привести и другие примеры: у ученика с номером 11 скорость чтения мала, а учится хорошо; ученик же с номером 21 читает 140 слов в минуту, а учеба оставляет желать лучшего. Единичные примеры всегда можно привести и за, и против. Только статистическая оценка тесноты связи может показать, что преобладает.

Запишем значения второй строки в двоичной шкале: единичками обозначим большие значения скорости чтения, нулями – меньшие. Такая операция называется сведением данных к дихотомии. Табличка примет более простой вид:

Во второй строке 11 единичек из 22 значений, этому соответствует значение частоты ; в третьей строке только 10 единичек, соответствующая частота . Количество совпадений единичек во второй и третьей строках равно 9, частота совпадений составляет .

Коэффициент корреляции между успеваемостью и скоростью чтения определяется по формуле:

;

.

Значение коэффициента получилось больше нуля, а это означает, что, чем больше скорость чтения, тем больше и успеваемость. Достоверность вывода оценим по значению t-критерия:

.

Сравнивая полученное значение 3,43 с эталонным 1,96, отмечаем, что 3,43>1,96, что означает весьма высокую (не менее 95 процентов) достоверность вывода о существовании связи между признаками.

И хотя выявление связи между признаками еще не означает причинно-следственного характера ее, но позволяет выдвинуть гипотезу, что один из существенных резервов обучения в этом классе состоит в повышении скорости чтения.

Полученный вывод не тривиален, так как могут быть ситуации, когда предполагаемая связь отсутствует. Например, при оценке влияния скорости письма на успеваемость оказалось, что в пятых классах, как правило, наблюдается положительная корреляция, в седьмых – почти нулевая, а в восьмых – коэффициент корреляции иногда бывает ниже нуля, что означает обратную зависимость: больше скорость письма у слабых учеников, так как они постоянно тренируются в быстром списывании.

Примеры задач второго типа

Влияние особенностей письма на его быстроту.

У большой группы учеников была измерена скорость письма и отмечены особенности написания букв: высота, наклон, округлость, безотрывность, цвет пасты. Расчет коэффициентов корреляции показал, что на скорость письма наиболее сильно влияют высота строчных букв и предпочитаемый цвет пасты. На основе полученных результатов были даны рекомендации использовать пасту темных тонов и уменьшить высоту строчных букв до 2,5 мм. Это позволило обучить за 2-3 месяца более 70 процентов третьеклассников и пятиклассников достаточно быстрому письму – со скоростью не менее 60 букв в минуту.

Выявление существенных резервов обучения.

В параллельных классах проведена диагностика: оценивалось более 20 разных признаков, в том числе характеризующие состояние общеучебных умений, развитие психики, воспитанность учеников, социальное положение семьи и др. Как правило, наиболее сильно влияло на успеваемость пятиклассников состояние учебных умений.

Взаимосвязь между успеваемостью и состоянием здоровья.

В.А.Сухомлинский выделял в качестве весомой причины неуспеваемости в послевоенные годы плохое состояние здоровья. Через десяток лет Ю.К.Бабанский пришел к противоположному выводу. Исследования, проведенные в рамках экспериментальной площадки “Преемственность”, показали по ряду заболеваний правоту Ю.К.Бабанского. Например, среди детей Поволжья чаще болеют заболеванием щитовидной железы сильные в учебной работе ученики. Они же имеют недостатки зрения. Пик заболеваний приходится на пятые классы, где положение может быть улучшено отменой кабинетной системы занятий, преждевременной для этого возраста. Перегрузки пятиклассников столь велики, что делают необходимыми занятия только в первую смену. Хорошо было бы организовать для них и продленку, где бы воспитателем была та же учительница начальных классов, у которой они учились.

Пример задачи третьего типа

Здесь поиск взаимосвязанных признаков проводится “золотой россыпью”, без опоры на какие-либо концептуальные положения. Просто берется любая таблица данных по выбранному классу, оцениваются корреляции между всеми парами признаков, которые заносятся в корреляционную матрицу (конечно, для этого требуется специальная компьютерная программа). Именно таким путем были обнаружены и затем исследованы интересные обобщенные факты: зависимость успеваемости от пола учащихся (мальчики учатся хуже девочек); взаимосвязь между успеваемостью по геометрии и рисованию; отсутствие взаимосвязи между вежливостью и успеваемостью; очень сильная связь между успеваемостью учеников и внимательным отношением их друг к другу.

Задание

В таблице, приведенной выше, строка M означает пол учеников. Оцените корреляцию между этим признаком и скоростью чтения (или успеваемостью) учеников для данного класса. Попробуйте сформулировать предположение, обьясняющее существование взаимосвязи, и найти способы улучшения ситуации.

Всеволод ЗАЙЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте