search
main
0

Мастер-класс

Граждановедческое братство учителей

Пока дети трудились в поте лица, пытаясь ответить на порой очень не простые олимпиадные вопросы, взрослые участвовали в работе семинара “Граждановедение: новый взгляд на предмет”, который проходил в нескольких творческих мастерских. Вели их авторы программ и учебников, педагоги – члены Ассоциации “За гражданское образование”. Этот семинар у многих участников ассоциировался с курсами повышения квалификации, на которые многие учителя не могут попасть из-за отсутствия денег. Только здесь не было занудных лекций, зачетов и контрольных. Все занятия проходили за своеобразным “круглым столом”, когда возможность высказаться есть у каждого желающего, будь то руководитель мастерской, учитель со стажем или начинающий. “А я делаю так…” – то и дело звучало в аудиториях. И разговор продолжался, продолжался он и после мастерских – вечером, когда участники устраивали свои собственные мастерские, но уже в номерах учебного комплекса. Результат этих встреч – слова многих учителей: “Я влюбилась в этот предмет”, “Спасибо вам, вы изменили мое отношение к работе, влюбили в граждановедение, теперь мне хочется творить”. Пройдет время, но эти 45 учителей, оказавшихся на олимпиаде, уже не смогут приходить в класс, открывать журнал и устраивать опрос, а потом диктовать: “Запишите тему урока…” Они не смогут не общаться друг с другом, не смогут жить без этого братства учителей, родившегося во время олимпиады.

Мастерская президента Научно-внедренческого центра “Гражданин” Якова СОКОЛОВА “Перспективы развития курса “Граждановедение”. Учебно-методический комплект “Граждановедение”. Современные педагогические технологии”.

Уже прошли те времена, когда можно было заставить зубрить Конституцию или Уголовный кодекс. И слава Богу, ведь тупо заученные фразы никому не принесут пользы. Сейчас нужно учить ребенка жить в условиях цивилизованного общества и давать ему не только формулировки законов, а еще и понимание того, как эти формулировки можно использовать на практике. Но кроме того, и, может быть, это важнее всех правовых постулатов, – ребята со школьной скамьи должны чувствовать ответственность за свое собственное будущее и за будущее своей державы. Они не обязаны быть слепыми патриотами, но законы совести все-таки надо блюсти и понимать, что компромиссы с ней – не самый лучший способ решения проблем.

Как это преподавать? Сколько учителей, столько способов. Дело в том, что по законам психологии 75% информации через 10 дней улетучивается, если ее, конечно, не повторять изо дня в день. Ученик запомнит сухую теорию только тогда, когда почувствует необходимость обсуждаемой темы, определит, что это может пригодиться в жизни.

Например, если тема урока “Семейный кодекс”, предложите классу вначале поговорить о любви (любовь интересует всех!), о повседневных отношениях между супругами, разберите бытовые ситуации. Попробуйте вместе с ребятами составить портреты идеальных мужа и жены. Представьте, с каким трепетом девочки будут слушать мнение мальчишек, и, наоборот, сколько загадок разрешат для себя ребята. Когда ваши ученики по-настоящему увлечены проблемой, им можно на примерах обьяснить детали Семейного кодекса, начиная с такого распространенного явления, как алименты, и кончая случаями лишения родительских прав…

Учебники Якова Соколова и Александра Прутченкова для 5-10-х классов представляют собой интегрированную систему, которая включает в себя и экономику, и юриспруденцию, и экологию. Они освещают проблемы семьи, здоровья и даже армии и построены таким образом, что наиболее актуальные темы проходят красной линией по всему курсу, повторяясь из года в год: от игровой формы в 5-м классе до серьезной дискуссии в 10-м.

Алгоритм удачного урока: интересные, увлекательные беседы с элементами науки без зубрежки – из русла обсуждения в русло обьяснения. Порой можно прибегать к экспериментам: например, проанализировать мотивы поведения Екатерины Второй для того, чтобы понять… Бориса Ельцина. Поначалу эта идея кажется абсурдной, но ведь сравнивают же Ивана Грозного и Иосифа Сталина, так почему бы не сравнить двух других глав государства Российского?.. А 5 минут воображаемого спора с Аристотелем или Сократом наверняка надолго запомнятся вместе с высказываниями древних. И если ученика заинтересует такая форма изучения философии и он не побоится показаться смешным в глазах других ребят, – это уже показатель успеха, ведь подобный опыт обязывает дерзкого спорщика на глубокие знания и четкие принципы.

Мастерская вице-президента Ассоциации “За гражданское образование”, заведующей лабораторией сравнительной педагогики Института теории образования РАО, кандидата педагогических наук Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ “Представление учебника “Демократия: государство и общество”. Газета в классе. Формирование навыков дискуссии”.

Этот учебник для 10 – 11-х классов, выдержавший уже 3 издания, подходит, по словам автора Наталии Воскресенской, для курса “Политология”. В нем можно найти полные тексты Конституции Российской Федерации и Всеобщей декларации прав человека, а также словарь терминов, так что ни учителю, ни ученикам не придется проводить бесконечные часы в библиотеках в поисках этих документов. Еще одна деталь – иллюстрации, которыми насыщен учебник, принадлежат известному художнику, автору политических карикатур Алексею Меринову. Каждый параграф, а их в учебнике 7, снабжен контрольными вопросами и заданиями, вопросами для обсуждения. Важные понятия, определения и тезисы заключены в рамки и сразу привлекают к себе внимание. Причем вопросы сформулированы так, что для ответа необходимо уметь размышлять и говорить. Так, к примеру, ученикам предлагается следующее задание: “Приведите аргументацию за и против демократии”. Хочешь не хочешь, а научишься говорить, и не просто говорить, а отстаивать свою точку зрения, спорить, а заодно и освоишь элементарные навыки культуры проведения дискуссии.

Знакомство с учебником – дело важное и интересное, но куда занимательнее самим поиграть. Оказывается, это любят не только дети, но и сами учителя. Участникам семинара было предложено ненадолго стать учениками и провести небольшое занятие по газете. Группа разбилась на несколько подгрупп, и каждая получила свою газету и задание: проанализировать газету и ответить на вопросы:

1. Сколько материалов помещено на первой полосе газеты?

2. Сколько из них подготовили сами журналисты, а сколько принадлежит информационным агентствам?

3. Определить наиболее значимую статью. В каком месте она расположена.

4. Какую статью вы бы убрали?

В итоге “ученики” обнаружили, что, скажем, газета “Вечерняя Москва” очень сильно зависит от культурного уровня тех, кто ее покупает, и ориентируется на бытовое сознание, не формируя гражданской позиции. “Известия” носят субьективистский характер – при 5 авторских материалах только 1 сделан при поддержке информационного агентства. По своей значимости на первую полосу было предложено поставить материал об участии Аллы Пугачевой в конкурсе Евровидения, а вот текст под названием “Третий срок президента” оказался передвинутым на внутренние полосы. Также с первой полосы были убраны реклама, погода и криминал.

На таком уроке можно использовать еще одну форму работы. Переснять из газет карикатуры и попросить ребят ответить на следующие вопросы:

1.Что хотел сказать художник?

2. Согласны ли вы с ним?

3. Придумайте подпись к этой карикатуре.

Мастерская преподавателя истории и права школы-гимназии N16 г.Мытищи Московской области Андрея ИОФФЕ “Как подготовить активный урок по граждановедческим дисциплинам?”

В этот раз перед учителями оказался их же коллега, а когда встречаются люди одной профессии, разговор начинается с обсуждения проблем. А их в современном гражданском образовании немало. На некоторых из них остановил свое внимание А.Иоффе.

– Проблема выбора учебников. Сегодня существует довольно большой рынок учебников и рабочих тетрадей, но нет методических рекомендаций, очень мало хрестоматий. Этот факт, возможно, и заставляет учителей очень взвешенно и критично подходить к выбору учебного пособия, по которому они будут заниматься. Сегодня насущной необходимостью стал комплект, состоящий из учебника, программы, поурочного планирования, методического пособия, хрестоматии.

– Стал очень популярен уклон в религию с постоянным повторением христианских заповедей. Если когда-то в школу приглашали партийных лидеров, а дети изучали “Капитал”, то теперь приглашают священника и изучают Библию, хотя по Конституции школа – это светское заведение.

– Отсутствие квалифицированных специалистов, достаточного количества курсов и литературы.

– Морализаторский подход, т.е. часто учитель выступает своеобразным Иоанном Крестителем, пришедшим крестить в свободу и демократию.

– Воспроизводящий характер преподавания, предполагающий проанализировать какой-нибудь документ или цитату. Но нет стремления научить ребят самим искать информацию.

– Отсутствие стандартов. Они необходимы, вот только учителя не спешат принять участие в их создании, а ждут, что умные и компетентные специалисты сами придумают их и предложат практикам. Так, возможно, проще. Но где гарантия, что искусственно созданные стандарты окажутся такими, какими хотят их видеть педагоги?

– Низкая правовая и политическая культура населения.

Конечно, можно еще много говорить об этих и многих других проблемах – любой новый предмет прокладывает дорогу через тернии. Но куда интереснее поиграть. Ограниченность во времени не позволила участникам семинара в полной степени ощутить себя учениками А.Иоффе, но узнать, как он строит свою работу, они все-таки успели. Вот, к примеру, как он проводит урок по изучению программ политических партий.

Класс делится на 3 группы-партии. Каждая придумывает:

1. Название партии.

2. Четыре коротких лозунга-принципа.

3. Исходя из этих лозунгов определяют, к какой из существующих партий они бы себя отнесли.

4. Формулируют 3 требования к своему политическому лидеру. (Тут можно ребятам рассказать о политических лидерах, их качествах.)

5. Определяют 5 областей, куда они потратили бы деньги (а их у партии очень немного).

6. Определяют свою концепцию сотрудничества со средствами массовой информации.

Каждая партия “защищает” наработанный материал, который учитель фиксирует на доске. А на следующем уроке изучаются уже реальные программы партий. При этом у ребят возникает совсем другое отношение к этому не совсем на первый взгляд простому материалу.

Другой способ проведения урока на эту тему – прикрепить на доске имена сказочных или литературных героев. Задание: надо организовать из них одну политическую партию, назвать ее и придумать программу. Определить лидера этой партии и обьяснить, почему выбран именно он.

Мастерская преподавателей истории и граждановедения школы-гимназии N2 “Раменское” Московской области Галины СМИРНОВОЙ и Татьяны ИВАНОВОЙ “Деловая игра “Выборы президента”.

Еще одна игра, только теперь это погружение ребят в атмосферу предвыборных кампаний и самих выборов. У этой игры есть ряд целей:

– познакомить с самой процедурой;

– овладеть первоначальными навыками анализа программ;

– формирование личного отношения;

– овладение навыками выборов.

По задумке организаторов в игре должны были участвовать старшеклассники. Но изьявили желание восьмиклассники, а потом и ребята из шестого класса выпустили листовку, в которой просили не лишать их права голоса. Так в игру включились и ученики среднего звена.

Три недели школа гудит. Сформированы штаб игры, 5 политических партий, избирательная комиссия, средства массовой информации, выпускающие стенгазеты и бюллетени о кандидатах в президенты, выбраны наблюдатели. Затем школа погружается в этап собирания подписей и бурной агитации кандидатов в президенты. Причем были случаи, когда в предвыборную борьбу вступали даже малыши из начальной школы, срывающие листовки на этажах. Следующий этап – политические дебаты (выступление кандидата в президенты на общем собрании). И, наконец, сами выборы. В общем, все, как у взрослых.

Результатом игры стало возникновение ученического (не школьного!) самоуправления, президентского совета и школьной стенгазеты.

А напоследок участники семинара смогли сами стать участниками этой игры, распределившись на 3 группы. Первая определяла деловые качества демократического лидера, вторая – личностные, а третья – качества авторитарного лидера. Надо было видеть, с каким азартом и неподдельной верой учителя играли!

Мастерская старшего научного сотрудника Лаборатории исторического образования Института общеобразовательной школы РАО, кандидата педагогических наук Евгении КОРОЛЬКОВОЙ “Презентация учебного пособия по правам человека. Методика работы с документами”.

Снова активные методы обучения, снова разговор о том, как сделать урок интереснее, содержательнее, глубже.

Поколение, выросшее в тоталитарном государстве, не воспринимает себя как гражданина. Поэтому учителю необходимо побудить ребенка, который по сути юный гражданин, добровольно принять на себя политические права и ответственность, почитать себя созидателем не только своей жизни, но и общества в целом. Причем не научить его, а именно побудить. Этому способствует и работа с документами, которая формирует умения собирать информацию, анализировать различные исключения, определять предвзятое мнение, делать собственный вывод.

Мастерская вице-президента Ассоциации “За гражданское образование”, заместителя директора по науке 199-й школы г.Москвы, кандидата педагогических наук Ирины АХМЕТОВОЙ “Зарубежный опыт преподавания основ демократии и российская школа”.

Интересным опытом проектной работы поделилась с учителями Ирина Ахметова. Инициаторами таких проектов выступают учителя, готовые заниматься с ребятами после уроков чем-то особенным, интересным и самому преподавателю, и его воспитанникам. Так появились проекты “Утопия” (создание в Индийском океане экологически чистого острова), “Сравнение конституций США и России”, “Изучение и сохранение памятников архитектуры и истории”. Участники этого проекта (учащиеся 6-8-х классов) на протяжении 5 лет выезжали в Михайловское и работали там. А десяти-одиннадцатиклассники проходили практику в Кандалакше. Лингвистический проект привел ребят в алтайскую деревню Сычовку, с которой до сих пор идет активная переписка. А проект “Влияние религии и литературы на формирование духовного мира человека” начался с литературной гостиной, которую вела вдова Даниила Андреева. Потом было паломничество в Оптину Пустынь.

Результатом такой внеклассной работы становятся сборники, рефераты, но главное – те чувства, которые рождаются в душах ребят. Согласитесь, можно много и долго говорить о доброте и душевной чуткости. А можно просто привести ребят в больницу, где лежат их же сверстники-инвалиды, где страдания и боль на каждом шагу, и слова становятся не нужны. И гражданская позиция формируется, и душа развивается.

Конечно, можно говорить о сложности такой формы работы: она требует и времени, и сил, и денег. Но когда есть желание, когда учитель и ученик обьединены одной идеей и целью, когда есть желание – можно найти все, даже средства на поездку в Америку.

А по вечерам учителей ждали неутомимый Александр ПРУТЧЕНКОВ (старший научный сотрудник Института развития личности РАО, кандидат педагогических наук) и его мастерская “Ролевая игра для учителей”. Еще одна возможность по-новому взглянуть на себя, на свои возможности и на свою работу. А заодно и самим немножко раскрепоститься и сбросить накопившуюся за день усталость.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте