Еще лет пятнадцать назад никто из жителей Воронежской области даже предположить не мог, что Центральное Черноземье когда-нибудь станет окраиной страны. Да, с Украиной граничили: как раз на самом юге, в Кантемировском районе, проходила так называемая пограничная полоса. Вот только была она в большей степени условной, потому что в реальности кантемировцы запросто ходили в гости к соседям-украинцам, молодежь ездила учиться в Ворошиловград, а русско-украинские свадьбы гуляли несколько дней то по одну сторону границы, то по другую. Сегодня многое изменилось. О том, как решают образовательные проблемы в приграничном районе, рассказывает начальник Кантемировского отдела по образованию Юрий ГОРБАНЕВ.
– Юрий Викторович, один из самых острых на сегодня вопросов, особенно в сельской местности, – нормативное финансирование школ. Для вашего района это благо или не совсем?
– При введении нормативного финансирования в школах с хорошей наполняемостью классов появилась возможность для увеличения выплат из надтарифного фонда. С 2007 года при начислении субвенции для каждого конкретного учреждения применение поправочных коэффициентов не предусматривается. Поэтому целесообразно создавать школы с большей наполняемостью путем их присоединения.
– Что изменилось в сельских школах в связи с введением новой формы финансирования?
– Стало ясно, что реструктуризация сети школ жизненно необходима. В условиях ухудшающейся демографической ситуации нецелесообразно содержать начальные школы в качестве структурных подразделений, так как значительная часть субвенции расходуется на оплату труда их работников, а могла бы быть направлена на надтарифный фонд. В основном задачи реструктуризации педагогами и родителями воспринимаются с пониманием. С приобретением школьных автобусов решается проблема доставки учащихся в базовые школы. В некоторых селах администрация и жители не позволяют закрывать начальные школы, так, например, произошло со структурными подразделениями Митрофановской средней школы – Евдокиевской и Софиевской начальными школами. Администрация Митрофановского поселения не поддержала их закрытие.
– Удается ли избегать сокращения кадров в случае закрытия школ?
– Создаем классы-комплекты, объединяем учебные часы по вертикали при изучении отдельных предметов. Из-за снижения численности учащихся (ежегодно в среднем на 200 детей) происходит естественное сокращение количества классов, а следовательно, и учебной нагрузки учителей. При этом невозможно избежать сокращения педагогических кадров. Оптимизация и реструктуризация сети общеобразовательных школ проводятся в районе с 2002 года. За весь этот период не было массового увольнения работников, находились пути трудоустройства педагогов и сохранения педагогических кадров за счет выравнивания учебной нагрузки. Вводились новые штатные единицы социальных педагогов, педагогов-психологов, на которые наши учителя назначались после курсовой подготовки. Система «Школьный автобус» не может обойтись без сопровождающих детей в пути, а это новые штатные единицы. Хочу сказать, что в нашем районе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получено семь школьных автобусов, а за счет средств муниципального бюджета приобретено четыре микроавтобуса.
– А как живут ваши базовые школы?
– В 2006 году школы района получили наглядных пособий, оборудования, инвентаря и мебели на сумму около 4 миллионов рублей. В том числе оборудование и мебель для кабинетов математики, физики, химии, биологии, информатики. На сегодняшний день в школах насчитывается 187 компьютеров, 8 спутниковых антенн, функционируют 19 компьютерных классов, 20 школ имеют доступ в интернет. На один компьютер приходится 22 ученика, этот показатель выше, чем в среднем по области.
– Понятно, что новое оборудование позволяет на более высоком уровне выстраивать учебно-методическую и внеурочную деятельность, участвовать в новых интересных проектах. Как это проявляется в ваших школах?
– С февраля 2005 года Касьяновская и Охрозаводская средние школы участвуют в реализации пилотного проекта развития системы образования на школьном уровне в рамках Программы модернизации образования. Проект организован Министерством образования и науки РФ, Национальным фондом подготовки кадров при содействии Московской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Главные направления проекта: самостоятельная финансовая деятельность образовательного учреждения, привлечение внебюджетных средств, работа с общественными структурами, мониторинг качества образования.
Кроме того, проводится экспериментальная апробация региональных моделей образования. В Кантемировском лицее по теме «Формирование модели мониторинга качества образования», в Митрофановской школе по теме «Формирование модели обеспечения доступности качественного образования в школьном округе базовой сельской школы в условиях модернизации образования». В Охрозаводской школе исследуется тема «Совершенствование структуры и содержания образования в 12-летней школе», а в Кантемировском центре развития ребенка – детском саду № 3 – тема «Совершенствование содержания непрерывного образования».
– Давайте более конкретно поговорим о тех, кто и проводит всю эту работу – о педагогах. Как организован их быт и отдых, помогает ли в этом район?
– Наша главная задача – социальная защита учителей, а это правильно организованные условия труда учителя, его отдых, своевременная выплата заработной платы и сохранение коммунальных льгот. В 2006 году работники образования района получили 15 путевок в санатории. Начиная с четвертого квартала 2006 года, после почти десятилетнего перерыва, производится оплата учителям за свет, газ и твердое топливо, которое бесплатно доставляется сельским педагогам. В дальнейшем предполагается выплата коммунальных за прошедшие годы. Словом, проблемы решаются, а в перспективе выплата подъемных молодым специалистам, прибывшим на работу в наш район, и обеспечение жильем.
Кантемировка, Воронежская область
Комментарии