Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Маша, Миша и котенок Кузя. Как возродить традицию семейного чтения

Учительская газета, №33 от 14 августа 2018. Читать номер
Автор:

Есть в подмосковном городе Клину известный и в других районах области детский сад с красивым именем «Аленушка». В нем, по словам родителей, малышам привольно и весело. А еще, как говорят коллеги, комфортно и психологически безопасно. Педагоги и воспитатели считают, что иначе и нельзя воспитывать, обучать и готовить к жизни маленьких детей. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.

«Мы стараемся, – говорит заведующая садом кандидат психологических наук Надежда Федюкина, – чтобы любому ребенку с разными особенностями жилось как дома, чтобы каждый знал, что здесь ждут именно его, его любят. Важно как можно раньше разглядеть в чем-то особо одаренных детей и создать отдельные индивидуальные программы, а не общую для всех, для малышей с ярко выраженными способностями – интеллектуальными, физическими, художественными. Для каждого составляется индивидуальный маршрут».Для разного вида творчества здесь особый простор. Конечно, у большинства детей есть склонность к рисованию. Воспитанники «Аленушки» не исключение. Рисуют они с особым увлечением.Другое увлечение детей – желание придумывать веселые истории и даже сказки. Педагоги «Аленушки» вместе с Надеждой Владимировной решили использовать это увлечение своих воспитанников и разработали проект «Семейные сказки», которые сочиняют все члены семьи – взрослые и дети. Так возник издательский клуб «Росток». За несколько лет созданы три большие книги собственных сказок. Это сборники «Снежинка на ладошке», «Самая волшебная сказка» и «Хрустальный дворец».Представьте себе вечер, когда вся семья в сборе. После ужина все рассаживаются поудобнее – на диване, за столом, а то и просто на полу, покрытом ковром. Обсуждают тему будущей сказки. Определяют, не без споров, разумеется, главных персонажей, которые уже с помощью авторов начинают действовать: совершать подвиги, добрые поступки, кого-то спасать, кому-то помогать… Сюжет сложился, и вот сказка готова. Вся семья радуется, но, конечно, больше всех самые юные авторы. Еще больший восторг испытывают они, когда из типографии в детский сад привозят только что отпечатанные красиво иллюстрированные книги.Это очень ценно, что дети с раннего возраста учатся сочинять, фантазировать. И полет фантазии, которому дан старт в дошкольном возрасте, будет продолжаться всю жизнь. Это умение пригодится каждому человеку, кем бы он ни стал. Малыш, сочиняя сказки, учится думать, различать добро и зло, проявлять свою волю и вступать в борьбу за правду, заступаться за тех, кто обижен и нуждается в помощи. Сами их сказки добрые, задушевные, какими они и должны быть.Вот, например, сказка «Снежный котенок по имени Кузя», придуманная семьей Лютиных. «Дело было под Новый год. На небольшой опушке на окраине леса жила одна женщина. У нее было двое детей – Маша и Миша. Они были очень дружные. Как-то дети пошли расчистить тропинку от снега, а вместо этого слепили снежного котенка. Уж очень им хотелось завести настоящего, да мама не разрешала. Маша и Миша назвали котенка Кузей. Они относились к нему, как к настоящему. Каждое утро, едва открыв глаза, дети бежали к своему Кузе, гладили его снежную «шерстку», ставили перед ним миску с молоком. Мама смотрела из окна на своих деток, радовалась, что они так любят снежного котенка, заботятся о нем. И скоро поняла, что дети очень привязались к своему другу – снежному котенку Кузе. Она знала, что весной Кузя растает. Это очень огорчало ее. И тогда задумалась, как помочь Маше и Мише…» Конец мог быть разный: мама купила настоящего котенка или чей-то котенок заблудился и сам пришел к их избушке. Но в этой сказке конец неожиданный. В новогоднюю ночь происходят всякие чудеса, так и тут – снежный котенок ожил и пришел к детям, белый, пушистый и теплый. И стали они жить вместе в этой избушке – мама, Маша, Миша и котенок Кузя…Как считает Надежда Владимировна, одна из задач проекта – укрепление традиции семейного чтения. Прежде чем приступить к сочинению собственных сказок, дети и их родители читали множество сказок, народных, известных и новых авторских. И это их побудило к собственному творчеству. Сочинительство способствует умственному развитию ребенка.Но дети об этом не думают, им хочется жить привольно и весело, без конца слушать сказки, сочинять их самим, рисовать, петь и танцевать. Им интересно и весело в собственной литературной гостиной, где проходят викторины «Путешествие по сказкам», театральные представления «Самая волшебная сказка», конкурс «Мы рисуем сказку».В «Аленушке» все дети любимы. Для детей с нарушениями в развитии определяется маршрут, обеспечиваются оптимальные условия для коррекции отклонений.Шесть лет назад здесь при поддержке Управления образования и отдела опеки и попечительства Московской области был открыт центр психолого-медико-социального сопровождения «Со-Действие», а для приемных родителей – тоже на базе детского сада – школа «Покров». Здесь работают высококвалифицированные специалисты – психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектологи. Заведует коррекционным отделением Марина Владимировна Родионова.В школу «Покров» приезжают педагоги, воспитатели Клинского, Солнечногорского, Волоколамского районов, Лобни, Лотошино. Занятия в ней, в частности, ведет учитель-дефектолог высшей категории Елена Николаевна Домашенко. Она разрабатывает методики развития познавательной деятельности детей с ОВЗ; создала дидактические игры «Собери узор», «Выложи узор из палочек». Родителям и детям оказывают помощь педагоги-психологи Светлана Зуева, Людмила Сутормина, логопеды Людмила Уткина, Марина Мартынова.Выпускники «Аленушки», по отзывам школьных учителей, хорошо подготовлены к учебе. Как отмечают педагоги клинской школы №14, дети из «Аленушки» имеют устойчивое внимание, склонны к самоконтролю, саморазвитию.Летом для воспитанников «Аленушки» устраивается дневной детский лагерь. Один день в лагере целиком посвящен безопасности движения. Правила поведения на дорогах дети познают с помощью увлекательных игр. В этом им помогают вымышленные сказочные герои – дед Кювет и бабка Канавка. Но основное время посвящается укреплению здоровья. Дети занимаются спортом под лозунгом «Мы за солнышком идем». Мальчишки особо увлечены футболом. Футболисты из «Аленушки» показали умение вести мяч, наносить удар по воротам на городском фестивале «Первые шаги в футболе», устроенном специально для дошкольников города.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту