search
main
0

Марта КЛУБОВИЧ: Думать, что я лучше всех, – это такой бред!

С Мартой Клубович мы познакомились на питерском Фестивале фестивалей на ступеньках у входа в киноконцертный зал “Ленинград”.

Знакомая журналистка из “Санкт-Петербургских ведомостей”, торопясь на какую-то встречу, попросила помочь ее варшавской приятельнице поскорее добраться до Дома кино, куда собирался и я. Времени было в обрез, и мы, сломя голову, неслись по станциям и эскалаторам метро. Утром следующего дня, случайно включив гостиничный телевизор, я с удивлением обнаружил на экране свою вчерашнюю знакомую, оказавшуюся польской кинозвездой.
Показывали российский сериал “Что сказал покойник”, где Марта играла главную роль. Это интервью получилось тоже достаточно курьезным – в вечной “пробке” на пути в Петергоф, куда по традиции возят на экскурсию гостей Фестиваля фестивалей.

– Марта, не сочти за комплимент, но выглядишь потрясающе. Ты всегда ощущаешь себя красивой женщиной?
– Это зависит от настроения. Когда все в порядке, я даже хожу по-другому. Сама это замечаю и вижу, что и окружающие обращают на меня внимание. Все изнутри идет. Когда человек счастлив, это проявляется… Где мы стоим?

– Это Финляндский вокзал, сюда однажды возвращался из эмиграции товарищ Ленин…
– Я тоже люблю путешествовать, живу на чемоданах. У меня есть дома антресоль, где чемодан всегда ждет меня в готовности с полным дорожным комплектом. Лучше всего я себя чувствую в пути. У меня три дома: в Варшаве, в деревне и в Вене. О чем мы говорили? Ах, да… Когда на меня обращают внимание, я чувствую себя красивой женщиной.

– Тебе красота помогала?
– В жизни каждого человека бывают сложности, разные люди решают их по-разному, так что и красота может помочь. В магистрате, например.

– Ты легко поступила в театральную школу?
– Легко, очень легко, хотя нас во Вроцлаве и поступало очень много. Но это было так давно…

– Разговоры о возрасте тебя не смущают?
– Абсолютно не смущают. Что же делать, если мне уже не 20 лет? Убеждена, что сейчас я нравлюсь мужчинам больше, чем тогда, когда мне было 20.

– Профессия принесла тебе счастье?
– Да, бывали моменты, когда я чувствовала себя счастливой. После какой-то сцены, когда знаешь, что сыграла так, что даже сама не ожидала. Но этих моментов так мало, чтобы зал театра замирал, а ты знала, что сейчас им управляешь. Я долго играла в качестве приглашенной на отдельные роли актрисы в одном варшавском театре. Потом уехала в Вену к мужу, играла там в кино, снова училась, вернулась в Польшу, играла по приглашению во Вроцлаве, Ополе, теперь опять в Варшаве. Знаешь, у меня нет определенного амплуа, играю самые разные роли – комедию и драму. А вот Чехова не играла никогда, так жалею…

– Зато 35 ролей в кино. Первую помнишь?
– Это после второго курса в школе, в 83-м. Кстати, мне мама сейчас звонила, сказала, что этот фильм только что опять показывали у нас по телевидению. (Смеется). Так что мне будут положены авторские. А фильм был о любви на каникулах. Девушка приезжает на море, знакомится с художником, он занимается реставрацией статуи Мадонны в храме, сильно мучается, потому что не знает, какое лицо ей сделать. И конечно же, в конце концов Мадонна приобретает облик этой девушки.

– На экране тебе много доводилось любить?
– Нет. Если посчитать… Раз… два… три… Посчитала сейчас – только три фильма о любви. Нет, есть еще…

– У знаменитых польских режиссеров ты снималась, у Вайды, например?
– Однажды Вайда пригласил, но я была занята в другой картине. Конечно, тогда надо было бросать все, но это я сейчас знаю. В моей жизни были такие моменты, когда требовалось идти в одну сторону, а я шла в другую. Но что теперь думать об этом? Бесполезно жалеть о чем-то, раз уже не исправить. В жизни каждого есть ошибки, и что теперь гадать, как могло бы что-то сложиться, поступи не так, а иначе. Надо думать о том, что будет, а не о том, что было.

– Перед тем, как спросить о картине Масленникова “Что сказал покойник”, хочется узнать: много тебе доводилось вообще сниматься за границей?
– Про Австрию я уже говорила. Еще в Германии, Венгрии. А в России только раз. Я всегда мечтала сниматься в российском кино.

– Марта, как тебе работалось с русскими артистами?
– Я получала наслаждение от общения с ними. На площадке всегда были шутки, розыгрыши. Булдаков все время рассказывал анекдоты. С Володей Ереминым мы очень подружились, он умный интеллигентный человек. Для меня большая радость общаться с ним, обмениваться мыслями. Мы до сих пор дружим с режиссером Игорем Масленниковым. С Басилашвили работать – это счастье. Он мне так помогал! Очень контактный, замечательный актер. Олег Валерианович – актер мирового класса, работает на высшем мировом уровне.

– Было трудно сниматься?
– Да, сложностей было очень много. Приключения моей героини снимали на яхте в Греции. Я постоянно находилась в стрессе. Во-первых, волновалась, что много надо успеть в очень сжатые сроки. А во-вторых, условия были спартанские – холод жуткий. На экране – лето, а в Греции – почти зима! Все вокруг в теплых куртках, а я – в летнем костюмчике…
А перед этим во Франции снимали сцену в бассейне, когда я для бандитов делала вид, что не умею плавать. Вода была 12 градусов! Вылезаю из воды – тот же холод. Но в сухое никто переодеться даже не предлагает. Так я и ходила весь день в мокром. Естественно, заболела. Но лечиться было некогда – собираем вещи и переезжаем работать в Грецию. А там звукорежиссер как услышал, какие страшные хрипы вырываются из моей груди, пришел в ужас. А потом выдал режиссеру: “Не могу это слушать. Клубович портит весь фон”. Только тогда мне вызвали врача. Доктор меня послушал и тоже был в шоке. Оказалось, я так запустила болезнь, что у меня чуть ли не астма развилась. Врач выписал лекарства и наказал “срочно в больницу ложиться, а не сниматься”. Но меня даже на день поболеть не отпустили.
Последние эпизоды – в темнице – снимали в павильоне в Москве. Я все еще была нездорова. К счастью, павильон попался не сырой. Но зато грязь была непролазная. А я без ботинок! Так что из тюрьмы этой вылезала в полном смысле слова полутрупом.

– “Что сказал покойник” пользуется у зрителей успехом. Ты в жизни похожа на свою героиню?
– Немножко похожа. Нет, наверняка похожа. Во всяком случае мне бы хотелось быть такой, как Иоанна. Я уже много рассказывала об этом в России, но скажу еще раз. Я получила эту роль благодаря тому, что забилась газонокосилка, которой убирала траву вокруг своего дома в Австрии. Я ее выключила и только тогда услышала телефонный звонок: меня пригласили в Варшаву на пробы.
Когда я прочла эту повесть Хмелевской, то тут же решила: это для меня. Мне ничего не надо было придумывать, сразу знала, как играть. В этой роли есть такие кусочки моей души, моего темперамента, каких на сцене и экране я еще никогда не показывала. А теперь могла показать.
Когда Хмелевская узнала, что в России хотят экранизировать повесть и что эту роль предложили мне, она захотела со мной познакомиться и не скрывала, что хочет видеть в этой роли другую артистку, она знала какую. Масленников начал снимать меня, и Хмелевская могла не согласиться, от всего отказаться. Я поехала к ней и была уверена, что все будет хорошо, потому что Иоанна – это же я! И когда Хмелевская меня увидела, то сказала: “Да, играть должна ты”. Я знала, какой должна быть. и знала, что это получится. Теперь мы подружились, часто встречаемся, перезваниваемся.

– Сама Хмелевская похожа на свою героиню?
– Она не похожа, она такая в жизни.

– Как она отнеслась к тому, что получилось?
– Ей понравилось. Не все, но понравилось, нормально, есть хорошие куски. Она понимала, что точно по книжке снять кино невозможно, что-то мы изменили, и она сказала, что это даже лучше, чем в повести. Но что-то, казалось ей, менять не стоило. Ее понять можно: автора никогда не может устроить все до конца. Когда фильм был снят, я взяла кассеты, поехала к Хмелевской, и мы смотрели целиком все девять серий с часу дня до полуночи с перерывами на то, чтобы поесть и покурить. Хмелевская сказала: пока не посмотрим – домой не поедешь. Потом было приятно услышать, что сыграла роль так, как она Иоанну себе представляла. Теперь снимаюсь в новом сериале по ее произведениям. Первые три серии уже сняли в Кракове, они будут показаны по телевидению, и если зрителям понравится, будем продолжать.
Но тут характер уже иной, все будет по-другому. А вообще-то планы у меня сейчас грандиозные…

– Не говори, чтоб не сглазить…
– Но и мне самой много надо сделать, чтобы все получилось.

– Марта, и напоследок: ты себя любишь?
– Не всегда. Я знаю, что любить надо. Но если я – человек думающий и знающий себя, свои достоинства и недостатки, как я могу нравиться себе до конца, если мои недостатки иногда сильнее меня? Думать, что я замечательная и лучше всех, – это такой бред! Скорее, я пытаюсь простить себе свои грехи. С Богом у меня отношения частные, персональные, у нас с ним свои дела, я у него много не прошу. Главное, что он мне позволяет, знать, что я порядочный человек.

– В твоей жизни бывали безумные поступки?
– Бывали, я же женщина. Очень жалею, что не веду дневника, с ним бы я этим поделилась…
Алексей АННУШКИН

…Иной выбор был бы противоестественным. Характер главной “хмелевской” героини – очень национальный женский характер. Она предприимчива и лукава, остроумна и обольстительна,она неизбежно полька.Когда мы приехали на выбор натуры в Варшаву, то связались с различными актерскими агентствами -так и появилась Марта Клубович в главной роли, женщина прелестная и смешная одновременно.
Такая нелепая красавица. А это надо ценить:красавицы обычно полны чувства собственной значимости и редко бывают чудесно нелепыми…
Игорь МАСЛЕННИКОВ
(TV-Текст)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте