search
main
0

Мария ЛУЕВА, педагог-психолог детского сада №404: Страшна немая глухота

​Моим педагогическим кредо всегда были три слова: «ощущать», «воспринимать» и «понимать». Они, как маленькие механизмы, помогали услышать детей и их родителей, помочь разобраться в проблеме и решить ее.

Понять взрослого непросто, а ребенка еще сложнее. Есть масса причин, по которым он совершил тот или иной поступок, и, как правило, они все взаимосвязаны друг с другом. Причинами неправильного поведения всегда были плохое воспитание, негативное влияние улицы, средств массовой информации, окружающих сверстников, а особенно старших подростков. Такой порядок вещей был принят во внимание на всех уровнях – от государства до простого педагога. С ним боролись различными методами: вводили новые образовательные программы, открывали хорошо оборудованные и укомплектованные школы, детские сады, гимназии, лицеи, создавали множество игр и занятий, направленных на развитие той или иной стороны личности. Но почему-то проблемы, с которыми все боролись, не жалея сил, никуда не делись, а, наоборот, все больше обострились и увеличиваются с каждым днем. Почему ребенок, участвуя в самых различных мероприятиях, направленных на формирование в нем высоких нравственных качеств, слышит, но не слушает, понимает, но не принимает, видит, но не делает? И дело тут не в том, что в мероприятии его заставляют участвовать насильно. Как правило, мальчики, а особенно девочки, в различных детских учреждениях (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования) с удовольствием участвуют в разных конкурсах, викторинах, театральных постановках и даже потом рассказывают об этом своим родителям, делясь полученными впечатлениями. В эти минуты они действительно рады, так как чувствуют себя значимыми и нужными. Им весело и хорошо. Но вот закончился праздник, и мальчик, который в день доброты играл зайчика, когда его герой всех защищал, на следующий день бьет девочку, не сделавшую ему ничего плохого. Таких примеров мы можем видеть множество в повседневной жизни. В одной из школ Москвы я побывала на празднике, посвященном А.С.Пушкину. Мероприятие представляло собой комплекс, состоящий из нескольких частей. Первая часть была посвящена лицею, где учился поэт, нам показали фильм, в котором рассказывали о жизни лицеистов, режиме дня и самом учреждении, его особенностях. После этого было прочитано множество стихов, посвященных молодым годам Пушкина, обучению в лицее. Дети спели гимн на латыни, после чего прошло посвящение пятиклассников в лицеисты. Вторая часть праздника посвящалась самому А.С.Пушкину, дети сыграли несколько написанных им пьес, прочитали множество стихов. Потом был бал, молодые люди старших классов пригласили девушек на танец и вели себя как истинные джентльмены того времени. Но когда закончился праздник, юноша, так галантно ухаживающий за девушкой на театрализованном балу, в коридоре, уже в своей обычной одежде, общался с той же девушкой, с которой танцевал несколько минут назад, довольно развязно и хамовато, так, словно они на улице, в компании, а не в школе. Куда же делись галантность, благородство? Для чего нужен был весь этот праздник, если ребята, его участники, так ничего и не вынесли оттуда? Уже к концу проведения праздника было видно, как к самому действу относятся ученики. Они сидели на стульях, уставшие и совершенно не обращающие внимания на то, что происходит на сцене. Казалось, они мечтали лишь о том, чтобы все скорее закончилось и можно было бы уйти домой. Еще один пример: в самом обычном детском саду был устроен праздник, посвященный лесу и его обитателям. На нем много рассказывали о том, какой бывает лес, что это такое, что растет в нем, а что нет, о том, какие полезные бывают травы, а какие – нет; что такое грибы, как надо правильно их собирать и как нельзя; какие разные обитают в лесу животные; что можно делать в лесу и что нельзя. В театрализованном представлении были показаны разные случаи нарушения поведения человека. На следующий же день, когда состоялся турпоход, дети не могли ответить на вопросы воспитателей о том, что такое лес и что в нем растет. Когда же ребята оказались в лесу и расположились на пикник, стало понятно, что они не знают и правил поведения в таких местах, как лес, и не умеют вести себя у него в гостях.Почему же это происходит? Почему наши дети, участвуя в самых разных мероприятиях, направленных на воспитание морали и нравственности, не могут ответить на элементарные вопросы, почему поведение их старших товарищей после подобного мероприятия остается таким же или становится еще хуже, чем было? Мне кажется, это все происходит потому, что люди, преподносящие и разрабатывающие такие мероприятия, не думают о том, как сделать так, чтобы каждый ребенок понял смысл значения этого праздника или конкурса. В последние годы участилась практика, когда мероприятия, направленные на развитие духовно-нравственной стороны личности, создаются без учета понимания их смыслового назначения для ребенка. При этом совершенно очевидно, что подобные праздники, концерты, викторины должны создаваться с идеей не того, что должен понять ребенок, а того, насколько хорошо он это поймет, как глубоко почувствует важность этого события и насколько значимо оно будет для него. Важно еще и то, чтобы воспитатели и педагоги, готовящие это мероприятие, могли не только все объяснить, но и найти те действующие средства и методы, с помощью которых ребенок понял бы и осознал ценность данного события, его значимость для себя. Сегодня подобного нет, действия детей на том или ином празднике правильны, но не наполнены ценностным смыслом для них самих.Мне кажется, это происходит еще и потому, что мероприятия, которые проводят учреждения, рассчитаны только на формирование, создание чего-то нового, но не на изменение и коррекцию старого. А ведь даже у самого маленького трехлетнего мальчишки или девчонки уже есть свои, пусть не до конца устоявшиеся представления об окружающем мире, о родителях и друзьях. Порой они носят в себе больше негативного, чем позитивного. Создавая праздник, который по замыслу педагогов направлен на формирование ценностных представлений, мы забываем, что они уже есть, что прежде чем добавлять, предлагать что-то новое, мы должны изменить старое. Нельзя класть лекарство на рану, которая еще не избавилась от грязи, имеющейся в ней.Хочу, чтобы государство, каждая его структура, задачи которой образование, обучение, воспитание ребенка, подумала бы о том, как усовершенствовать ту систему мероприятий, которые сейчас предлагают детям, способы влияния на ребенка, а также варианты преподнесения информации воспитанникам самими воспитателями и преподавателями. Необходимо также принять во внимание и умение воспитателя это преподавать.Надеюсь на то, что в дальнейшем мероприятия, предлагаемые системой образования, изменятся, что в процессе применения в образовательном учреждении при правильной подаче и разъяснении они станут для ребят настолько значимыми, что дети поймут тот смысл, который несет каждое из них, и примут их для себя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте