search
main
0

Марина ЕФИМОВА. учитель русского языка и литературы

Еще со студенческой поры была ясно определена мною задача: «Твой ученик – гражданин твоей страны». Со своими правами и обязанностями, но несовершеннолетний, растущий, ищущий, требующий постоянного внимания, заботы. Век XXI с его политической и экономической новизной, безусловно, требует серьезных корректив в жизнедеятельности всех социальных структур.

В школе ребенок получает свои первые уроки социализации. Он учит науки вместе с ровесниками, участвует в конкурсах и соревнованиях, получает первые навыки организаторско-управленческой работы, пробует себя в творчестве, а еще он сталкивается с проблемами. Родители, дети надеются и даже требуют от школы прочных разносторонних знаний и привития всевозможных жизненно необходимых умений и навыков решения или разрешения возникающих проблем.

Учитель должен и может учить всему. Интонация, мимика, жесты, стиль одежды и прически – все это очень важно, потому что ребенок не только знакомится с манерами педагога, но и учится, как ему самому себя вести. Работа учителя строится на общении, а общение предполагает отношения.

Я думаю, что в школе отношения могут быть личными и деловыми, но никогда – негативными. Школа может и должна помочь ребенку разобраться, что конкуренция и соперничество (а именно они считаются негативными) не значат взаимоунижение и взаимоуничтожение. Сочувствие и умение поставить себя на место другого помогут избежать сложностей в личностных отношениях. Школа вполне может психологически профессионально учить этому детей: психологам и социальным педагогам это под сил.

Современная школа – это школа будущих звезд. Не хотелось бы, чтобы она походила на шоу «Фабрика звезд», ведь в школе не должно быть разделения и нелицеприятного голосования, хотя ребенку необходимо знать, что его поступки кому-то могут и не нравиться.

Атмосфера школы – фактор чрезвычайной воспитательной силы. Учитель может пробудить способности, создать условия для их реализации, заставить задуматься о собственном «Я». Ученик должен знать, как не попасть под колеса машины, как вести себя в экстренных ситуациях, как оказать себе и окружающим медицинскую помощь. Он должен дорожить памятью прошлого своей страны, уважать ее историю, знать, что старость очень одинока, а продуманная смерть страшна и бесчеловечна.

Возрастание роли образования в мире связано с переходом общества на путь информационной цивилизации, в которой знания являются основной ценностью. Но давно уже стало очевидным то, что далеко не всем в одинаковой степени нужны интегралы и биномы. Хорошо бы в 10-х классах заниматься больше теми предметами, которые близки учащимся, и профильные классы, активно пропагандируемые в наше время, являют собой разумное обучение, предоставляющее взрослеющему человечеству право выбора и возможность самоопределения и самореализации.

Школьные отчеты пестрят цифрами, показывающими степень и качество обученности. Но древняя мудрость гласит: «Мало подвести к источнику, нужно сделать так, чтобы человек захотел напиться из него».

Каждый год педагогические вузы принимают студентов, выдержавших немалый конкурс. Каждый год тысячи молодых учителей сдают государственные экзамены. А школы перебиваются совместителями, удерживают пенсионеров, убирают предметы из расписания. Так есть и пока так и будет. Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Но связан нормативами и отчетами. И все же он светел, свят, необходим. Но не престижен. Учителям чаще всего сочувствуют, и задача государственной важности – поднять статус профессии, оценить ее значимость по более высокой тарифной сетке, не загонять учителя в угол ЕГЭ, засекречивая материалы экзаменов даже после того, как ученик его сдал, и в то же время позволяя умельцам интернета накануне продавать решения.

Дайте учителю точку опоры…

Марина ЕФИМОВА, учитель русского языка и литературы, учитель года Калужской области-2004, mou_dsosh@mail.ru, с. Детчино, Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте