search
main
Топ 10
«Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов В Краснодаре прошел самый массовый единый государственный экзамен досрочного периода Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Министр просвещения рассказал о поддержке учителей Эксперты определили самый популярный предмет на ЕГЭ среди московских школьников Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза К 200-летию со дня рождения Константина Ушинского выпустили юбилейные марки Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России В школах Сочи ждут земских учителей Испытано на себе: родители ярославских школьников сдали ЕГЭ В Подмосковье назвали топ-3 направления трудоустройства подростков
0

Марианна ЗВОРЫКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1194: Литература – морской простор, где каждый писатель сам себе капитан

​Читать главные книги русской литературы – как пересматривать заново свою биографию. И невольно возникает вопрос, который волновал и героев Толстого, и лермонтовского Печорина: а кто же руководит жизнью человека – он сам или судьба? Не будучи фаталисткой, я могу сказать, что в профессию меня привела именно она, судьба… Устроившись работать учителем, я уговаривала себя: «Ну потерпи один год, ведь это ненадолго».

В этом году исполнилось двадцать пять лет с того дня, как я переступила порог школы в качестве учителя. Я словесник. Моя специальность – филология. Любовь к слову. К книге. Книг уже написано столько, что ученики иногда задают вопрос: «Неужто у человечества на все книги мозгов хватает? Мозгов столько нет, сколько книг! А скоро книги читать и производить будут одни компьютеры». Современная школа немыслима без информационной среды, без информационных технологий. Да, я тоже иду в ногу со временем, работаю в образовательном пространстве MOODLE, где у меня создано десять дистанционных курсов. Мне и самой интересно использовать медиасредства на уроках языка и литературы, я вижу заинтересованность в такой работе и у ребят, ведь без компьютера они уже не представляют свою жизнь. А вот без книги, без журчащего, как ручей в прохладный день, родного слова, кажется, уже вполне. Последний приют – филология. Казалось бы, любовь к слову. И вообще любовь. Вольный воздух. Ничего принудительного. Множество затей и фантазий. Но увы. Понаставили в учебниках цифры, сноски, снабдили аппаратом непонятных и скучных абстракций, сквозь который бедному ученику не прорваться… Кто-то решил, что наука должна быть непременно скучной. Вероятно, чтобы ее больше уважали. Скучная – значит авторитетная. А я стараюсь дать почувствовать на уроках вкус родной речи. Вслушайтесь! «Родная речь». Название звучит архаически. Почти по-деревенски. Детством попахивает. Сеном. Сельской школой. Родную речь весело и занятно читать, как и подобает ребенку. Уроки литературы я стараюсь сделать приглашением к чтению, к сотрудничеству. Не со мной, прежде всего с автором. Не восславить предлагаю прославленную русскую классику, а заглянуть в нее хотя бы одним глазком и тогда уже полюбить. Заботы учителя литературы экологического свойства, и направлены они на спасение книги, на оздоровление самой природы чтения. Я стараюсь, чтобы не было так: «Изучали книгу и практически перестали читать». Это педагогика для взрослых, в высшей степени начитанных и образованных лиц. Я считаю, что чтение – это сотворчество. У всякого свое. В нем масса допусков, свобода трактовок. Пусть учитель литературы в изящной словесности собаку съел и может выдать правильное повелительное решение, но хочется, чтобы дети не повиновались, а любую идею подхватывали на лету и продолжали ее, иногда, может быть, в другую сторону. Русская литература сама по себе морской простор, где каждый писатель сам себе капитан. Оглядываясь назад, в начало пути, я понимаю, какими долгими и трудными оказались дорога в профессию, путь к мастерству. И невольно сравниваю себя и своих питомцев с чеховским садом. Ты, как сад, растешь в будущее, не отрываясь от своих корней, от почвы. Ты меняешься, оставаясь неизменным. Но сад – это и совершенное сообщество, в котором каждое дерево свободно, каждое растет само по себе, но, не отказываясь от своей индивидуальности, все деревья вместе составляют единство. Учитель и его ученики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте