search
main
0

Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра: Новая свобода для учителя

Общегородская платформа электронных образовательных материалов – масштабный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий. Многие учителя спрашивают, когда эта коллекция начнет работать, и мы постоянно отвечаем на этот вопрос, говорим о том, как детализировать наши планы относительно развития общегородской платформы электронных образовательных материалов.

Н​а самом деле наша важнейшая задача – это автоматизация большей части образовательной деятельности в самом широком смысле слова и на уровне управления школой, и на уровне содержания образования, и на уровне возможностей учителя, и прежде всего ученика.Образовательная платформа – набор разных конструкторов: журнал и дневник с календарем событий города и школы, учебники, пособия и учебные материалы в библиотеке, предметные тесты, тренажеры, лаборатории, портфель достижений, образовательная история, сценарии уроков, разные модули, ориентированные на развитие, поддержку и обслуживание интересов каждого школьника. Каждый из этих модулей, каждая функциональная возможность связаны с содержанием образования. Системообразующим стержнем этой платформы стала структура элементов содержания образования, на которой строится образование по всем предметам с первого по одиннадцатый класс. Здесь же предусмотрены и возможности контроля, и возможности индивидуального маршрута обучения школьников, от самоконтроля до внутришкольного мониторинга с самыми большими последствиями.Что, собственно говоря, мы предлагаем? Что можно делать в общегородской образовательной платформе? Прежде всего можно быстро и легко найти любую нужную информацию, потому что контент представлен в разных формах и есть возможность включения разного контента в разные структуры. Например, одно и то же определение может быть частью сценария урока, частью электронного учебника и одновременно частью фронтального опроса в зависимости от того, в какое место на уроке в зависимости от задач его ставит учитель. То есть один элемент содержания может быть по-разному представлен в различных модулях системы. Печатный учебник внутри среды оказывается как бы разделенным и разрезанным на части, как сейчас принято говорить, фрагментирован (есть еще такое модное название «квантование текста»), разложен по различным категориям и собран заново в электронном виде так, как это нужно учителю.Есть контент в электронной библиотеке электронных учебников, он разделен по уровням образования, по предметам, по форме и типе хранения, по содержанию с указанием вида материалов – текст, видеозапись, аудиоматериал, материал может быть объяснением изучаемого явления, предмета, события.В основе всех электронных материалов лежат справочники элементов содержания образования которые связывают материалы между собой. Справочники разрабатывают – важная деталь! – на основе Федеральных примерных образовательных программ, которые создают прежде всего в Московском городском педагогическом университете при участии специалистов Городского методического центра. То есть это в принципе известный стране материал, который сегодня размещен на сайте Министерства образования и науки РФ.Учителя на основе примерных образовательных программ готовят свои программы в конструкторе, разработанном МГПУ, экспортируют программу в электронный журнал платформы, где программа адаптируется под расписание учителя. После этого появляется возможность простыми визуальными средствами осуществлять распределение содержания на уровни его элементов. Так решается проблема подготовки качественных рабочих материалов учителя, соответствующих требованиям нормативной базы, стандартов, законодательства, примерным программам, упрощается процесс разработки школой основной образовательной программы и, главное, программы курсов, это снижает бумажную нагрузку на учителя, а также решает процедурные вопросы внутри школы вроде согласования такой простой вещи, как график проведения контрольных работ или промежуточной аттестации.Каковы возможности библиотеки, которая доступна учителю? Учителю доступно использование как отдельных модулей системы, так и целиком системы в совокупности. Например, можно использовать электронный журнал и библиотеку, можно использовать их в связке – библиотека, технологический сценарий и учебник. Мы стремились разработать, придумать среду, максимально дружескую для учителя и ученика. Чем системнее используют среду, тем больше возможностей появляется у любого пользователя. Если школа использует средства автоматизированного контроля самостоятельных работ, то соответственно можно ожидать и автоматического появления отметок в журнале за эти виды деятельности. Любой материал, который размещают в библиотеке, относится к разным видам использования на уроке и за его пределами, для самостоятельной и групповой работы, для углубления материала по какому-то предмету на интерактивной доске, на планшете, на компьютере. Основная задача – предоставить учителю и учащимся то содержание, которое максимально отвечает как возрастно-психологическим особенностям ребят, так и задачам достижения высоких результатов.Контент электронных учебно-методических комплексов и контент библиотеки может быть по-разному представлен на уровне технологического сценария урока, в одном случае содержание доски урока и рабочего места ученика будут совпадать, в другом случае они частично совпадать не будут, в таком случае у ребенка будет появляться возможность вообще обучаться индивидуально, даже сидя в классе за одной партой с учеником, на планшете которого будет другой контент. Этот механизм – принципиальное нововведение, которое отличается от существующих коллекций, презентаций, планов уроков, что мы видим на разных ресурсах в Интернете, которые подразумевают абсолютную линейность и невозможность учителя отойти от заданного кем-то сценария урока, от заданных кем-то способа и последовательности изучения материала. То есть учитель свободен в выборе содержания образования, которое оценено и его коллегами, и специалистами-экспертами, и профессиональным сообществом, его объема, последовательности изучения и использования предпочитаемых образовательных и педагогических технологий.Еще одна форма использования материала библиотеки – возможность сборки учебно-методического комплекса под потребности и нужды конкретного ученика и класса. Так, при работе с учебником мы разобрали контент таким образом, что учитель может самостоятельно по выбранной форме создавать ту последовательность изучения материала, которая нужна как на уроке в классе, так и для каждого ребенка в отдельности. Это такая автоматическая электронная верстка своего собственного учебника.Электронная образовательная среда максимально дружественна по заложенным в ней возможностям; начиная с модуля электронного журнала, учитель получает возможность использования новых функций по мере своей собственной готовности к этому. При этом новые возможности учителя автоматически открывают новые возможности для учащихся, например, если учитель использует тренажеры в среде, то это позволяет учащимся работать над улучшением собственных показателей.Наша задача – создание таких инструментов для учителя, которые позволят оцифровать лучший опыт московских учителей и московских школ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте