search
main
0

Малыши могут быть художниками-передвижниками

Детский сад комбинированного вида №1521 стал городской экспериментальной площадкой по художественно-эстетическому образованию детей. Одно из направлений экспериментальной деятельности – «Передвижная выставка детского рисунка как форма социализации детей дошкольного возраста». Руководит экспериментальной работой кандидат педагогических наук Татьяна КОПЦЕВА.

На протяжении десяти лет детский сад принимает и размещает экспонаты передвижных выставок, а также проводит различные мероприятия в рамках этой работы: открытые занятия, «круглые столы», семинарские занятия – для педагогов, экскурсионную деятельность – для детей и праздники – для всех участников выставочной деятельности.

В течение года экспонаты выставки бывают на разных выставочных площадках, что обеспечивает определенную преемственность как содержательной, так и формальной составляющей этого проекта. Кроме того, открытость художественно-творческого пути обеспечивает его жизненность, создает благоприятные условия для развития как педагога, так и ребенка. Учитель-наставник и ученик, воспитатель и воспитанник помогают друг другу, они партнеры, от такого взаимодействия и сотрудничества выигрывают оба, так как оба учатся, оба что-то отдают и что-то приобретают.

Педагоги детского сада, принимающие активное участие в организации передвижных выставок на протяжении многих лет, стали настоящими энтузиастами своего дела, это высококвалифицированные работники, люди, тонко чувствующие душу ребенка, понимающие его потребности и интересы, стремящиеся передавать свой опыт другим.

На базе нашего учреждения постоянно проводятся мастер-классы и открытые занятия, которые всегда вызывают интерес у коллег. На семинарах и «круглых столах», проходящих в рамках работы выставок, педагоги-исследователи отмечают важность приобщения детей к мировой культуре через проживание ими образной сути художественной формы произведения мирового искусства и результатов детского изобразительного творчества. Диалог культур как метод педагогической работы нашел эффективное применение в практике нашего дошкольного учреждения.

Детский рисунок – социокультурный феномен, в нем находят отражение как детские интересы, так и педагогическое влияние. Педагог при этом выступает носителем культурного содержания, транслятором опыта, накопленного в области искусства. В процессе экскурсионной деятельности рисунок, выполненный старшеклассником, – произведение, которое позволяет дошкольнику познакомиться с другими культурами, средствами и формами выражения своих замыслов. Соседство на выставке работ детей от 3 до 17 лет не только обогащает экспозицию выставки разновозрастным взглядом на одну и ту же проблему, но и придает выставке интригующую внимание форму, расширяет палитру выразительных средств экскурсионной работы.

На семинарских занятиях, проводимых на базе нашего сада, рассматривалась динамика художественного развития ребенка в сравнении с эволюцией развития мирового искусства, преемственность содержания художественного образования дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста. Для детского сада это могло быть «Художник и Я» в младшей группе, «Художник и природа родного края» – в средней, « Художник и природа нашей страны» – в старшей, «Художник и природа пяти континентов» – в подготовительной.

Начиная с дошкольного детства, педагог расширяет горизонты познания ребенка в области изобразительного искусства. Уникальность художественного наследия родной культуры тот познает в сравнении с национальными образами мира – общечеловеческими основами бытования. Приобщение к художественной культуре, таким образом, осуществляется через диалог культур, реализацию принципов «от далекого к близкому», «от чужого к родному».

В рамках работы передвижных выставок, на семинарах и «круглых столах» обсуждались следующие проблемы: «Обучение и творчество», «Роль искусства в современном образовании», «Педагог искусства – ремесленник или творец», «История изобразительного искусства и детское творчество», «Особенное и всеобщее в детском рисунке», «Особенности рисунков слабовидящих детей», «Детский рисунок – документ эпохи, феномен художественной культуры, документ педагогического метода» и так далее. Во время работы выставки совершенствовалась экскурсионная деятельность с детьми и родителями, проводилось анкетирование. Открытие очередного этапа выставки сопровождалось награждением победителей конкурса, праздничными концертами, театрализованными представлениями.

Каждый раз, когда жюри подводило итоги конкурса, возникал очень трудный вопрос: «Кто лучший?». Оценивая результаты детского творчества, непросто выявить критерии, по которым определялись бы победители в той или иной номинации. В детском рисунке, выполненном под руководством педагога, проявляются самобытность и индивидуальность юного художника, в то же время через рисунок можно определить степень влияния на ребенка наших педагогических методов. Поэтому, когда оценивается детская работа, оценивается и деятельность педагога. Высшей похвалы заслуживает тот педагог, которому удается организовать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных особенностей развития детей. Такой педагог умеет научить ребенка новым способам изобразительной деятельности и сохранить его творческое «Я». При мудрой педагогической опеке юному рисовальщику удается раскрыть весь свой творческий потенциал и создать яркую, сложную по замыслу, содержательную и выразительную работу.

Часто случается так, что после работы выставки некоторые рисунки воспитанников детского сада продолжают путешествие по другим выставкам. Многие стали участниками международных выставок, организованных лабораторией изобразительного искусства ИХО РАО: «Дети, мир и война» (Московский академический художественный лицей Академии художеств, 1995 год); «Москва в рисунках детей ХХ века» (Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, 1997 год); «Читая Пушкина» (ГТГ, 1999 год); «Да будет свет!» (Центральный дом железнодорожников, 2001 год); «ХХ век в детском рисунке» ГТГ, 2003 год) и др.

В течение года передвижная выставка имеет от 6 до 11 маршрутных адресов: школа №1913 Зеленограда, Российская детская библиотека, МИОО, Министерство образования РФ, Департамент образования, ВВЦ, «Школа 21 век», Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, школа №22 города Березники Пермского края, Институт художественного образования Российской академии образования. Маршрут каждой выставки может меняться, но неизменным остается наше дошкольное учреждение как уникальный центр, поддерживающий и развивающий идеи «передвижничества». Сотрудничество с другими маршрутными центрами расширяет творческие возможности детского сада.

Каждая новая передвижная выставка, размещаясь в ДОУ №1521, проходила под знаком какого-нибудь значительного события года и актуализировала те или иные проблемы художественно-творческого развития детей. По результатам каждой тематической выставки детского изобразительного творчества дошкольных и школьных образовательных учреждений печатается каталог, в котором публикуются статьи педагогов, фамилии и рисунки детей – победителей конкурсов.

Юные художники детского сада – постоянные участники и призеры каждой передвижной выставки, их число растет с каждым годом.

Передвижные выставки детского изобразительного творчества, проводимые в учреждении №1521, всегда имеют своего зрителя. Экспонаты, размещенные в рекреациях, методическом кабинете, студии изобразительного искусства, превращают детский сад в своеобразный выставочный комплекс, в котором можно осуществлять просветительную, воспитательно-образовательную, методическую и экскурсионную деятельность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте