search
main
0

Малыш, но уже гражданин

Я сторонница принципа единства обучения, воспитания и изучения личности ребенка. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд, и помочь им разобраться в окружающей жизни – значит дать добрый совет, воспитать в них чувство гражданственности и патриотизма, любви к родине, основанной на национальном сознании, уважении к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с культурой семьи, языка, родного края. Сегодня одна из самых актуальных задач учителя – помочь учащимся обрести уважение к национальным достоинствам каждого народа. Формируя гражданственность и этнотолерантность через познание внутреннего мира различных народов, через дружеский настрой к людям другой национальности, уважение к живущим рядом, понимание их души, быта, учитель развивает собственный мир ребенка. Он становится богаче, полнее, интереснее.

Я вхожу в класс и вижу своих учеников. Все они разные: русские и мордва, татары и украинцы, говорят на русском, изучают английский, немецкий, но не забывают и родной язык. Чуждо им понятие этнического шовинизма. Не высказывают мои воспитанники своего неуважения к национальным различиям друг друга. Дай Бог, чтобы так было всегда!

Гражданственность – наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни. Чтобы получить эффект от гражданского образования в средней школе, начинаться оно должно уже с первых учебных дней. Необходимо единство учебной и внеклассной работы с 1-го по 11-й класс, чтобы соблюсти последовательность ступеней, постепенность в усложнении материала, чтобы подняться от чувственно-эмоционального к рационально-логическому восприятию предлагаемых к освоению тем.

Разрабатывая модель гражданского воспитания на начальном этапе, я пришла к выводу, что в основе всей системы должен быть национально-региональный компонент содержания образования. Гражданственность, патриотизм начинаются с любви к малой родине. А можно ли развить чувства, не зная культуру, самобытность своего народа, его корни?

Первый урок, с которого начинаю учебный год в 1-м классе, – «Урок гражданина». Его задача – вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае. Знакомлю с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Уже второй год работаю по программе «Гражданское образование в начальных классах», рассчитанной на два года обучения. Это интегрированный курс, в него включены знания о человеке, обществе и природе. Все задания носят надпредметный характер и тесно связаны с чтением, природоведением, трудовым обучением, музыкой, изобразительным искусством. Таким образом, курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть.

Программа построена на основе условно-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока:

Отечество. Родник. Россия.

Познание мира. Культура разных народов.

Семья и человек. Познание самого себя.

Человек и общество.

Каждый учебный год и каждая четверть имеют свою сквозную тему – «Дом, в котором мы живем», «В путешествие по миру», «Над российскими просторами», «Живем мы по соседству». Это помогает выстроить цепь постепенного перехода «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой.

За годы работы в школе я убедилась, что главное богатство учителя – не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в себе на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества.

Я – не герой, не артист,

не правитель,

А лишь рядовой Учитель…

Галина МИТИНА, учитель начальных классов школы №8 г. Рузаевки, учитель года Мордовии-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте