Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Законы общения

Маленькие волшебники

Арт-терапия: лечим искусством
УГ - Москва, №48 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

Кто не мечтает, чтобы их дети были счастливыми, целеустремленными и самостоятельными? К сожалению, такими они не рождаются. Да и крепкое здоровье дано далеко не всем. Но мы любим своих детей такими, какие они есть, мы стремимся сделать все для их полноценного развития. В наше насыщенное информацией время нам кажется особенно важным уделять внимание развитию интеллекта ребенка. Мы учим его с младенчества, но порой забываем об одной не менее важной сфере развития – эмоциональной.

В дошкольные группы школы №1411 часто приходят дети с проблемами коммуникации и социализации, с психологическими конфликтами. Педагоги стараются уважительно относиться к каждому ребенку, учитывать индивидуальные особенности характера, ограниченные возможности здоровья.

Даже самый умный ребенок-интеллектуал может испытывать проблемы, связанные с неумением осознать и адекватно выразить свои эмоции. А без этого невозможно жить в социуме, в ближайшем времени – успешно осваивать учебную программу, а в перспективе – быть успешным в жизни.

Для преодоления проблем в эмоциональной сфере нашими педагогами успешно используются различные методы арт-терапии.

Детям с ОВЗ познание мира через музыку, сказку, театрализованную деятельность, рисование, ручной труд и лепку помогает снять нервное напряжение, стрессы, почувствовать себя увереннее. Все это создает благоприятную психоэмоциональную атмосферу, в которой быстрее идет и интеллектуальное развитие.

Еще великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук у детей с ОВЗ является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи.

Тренировать пальчики у детей мы начинаем с младших групп на занятиях лепкой. Разминание, надавливание, отщипывание, скатывание – все эти приемы оказывают неоценимую пользу для развития мелкой моторики наших детей.

В старшем возрасте дети осваивают более сложные техники, первая из которых – плетение из бумажных полосок ковриков и закладок. Постепенно они осваивают и более сложные техники. В кружке дополнительного образования «Маленькие волшебники» ребята с удовольствием занимаются квиллингом, из скрученных в спиральки полосок бумаги создают причудливые узоры. А чтобы получить в работах пушистую фактуру животных, дети учатся приемам торцевания. Удивительно, как с помощью палочки и маленького квадратика бумаги ребята у нас на глазах создают настоящие шедевры.

Полезное упражнение, тренирующее детские пальчики, – изготовление для поделок гофротрубочек из цветных салфеток.

Особые эмоции вызывает у детей граттаж – процарапывание листа бумаги, покрытого парафином и темной краской. Результат просто завораживает юных художников, и их уже ничем не отвлечь от проявляющегося рисунка.

Использование прозрачного мольберта в работе позволяет привлечь к арт-терапии детей с ОВЗ даже с самой низкой мотивацией к рисованию. На стеклянном полотне изображение получается более ярким, чувствуется игра света. Новые визуальные впечатления переполняют воображение наших детей. Если получился неудачный рисунок, то они легко и быстро исправляют его и радуются успеху.

Не меньшую пользу для коррекции здоровья оказывает рисование на песке (песочная анимация), которое помогает замкнутым и тревожным детям эмоционально раскрыться. У метода нет особых правил. Ребенок рисует ладонью, одним или несколькими пальцами, создавая любые изображения. Рисование картин песком успокаивает, улучшает координацию, развивает моторику. Этот вид искусства полезен еще и тем, что формирует образное мышление, которое в младшем возрасте у детей почти отсутствует.

Двойное удовольствие дарит малышам рисование под музыку. Подбор произведений зависит не только от тематики занятия. Музыка используется для усиления эмоционального восприятия и наполнения творческой энергией («Времена года» А.Вивальди, «Вальс цветов» П.Чайковского), для нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ. «Лунная соната» Л.Бетховена, музыка Г.Генделя успокаивают, уменьшают раздражительность, а вальсы И.Штрауса, «Колыбельная» И.Брамса снимают чувство тревоги и нерешительности.

Тематические выставки картин современных художников, которыми периодически оформляется дошкольное отделение, знакомство с изобразительным искусством на занятиях вдохновляют детей с ОВЗ, помогают им видеть прекрасное в окружающем мире.

Применяемые арт-терапевтические технологии позволяют нашим воспитанникам успешно участвовать и побеждать в окружных, городских и всероссийских конкурсах детского творчества в номинациях «Живопись», «Графика» и «Декоративно-прикладное творчество». Наши воспитанники являются постоянными участниками Открытого московского фестиваля «1+1». Эти результаты – показатели успешности детей с ОВЗ – помогут и в дальнейшем им развиваться гармонично, расширять кругозор, не терять интереса к новым знаниям.

Ирена МОСЕЕНКОВА, воспитатель школы №1411


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt