search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду

“Маленькие принцы” творят добро

О том, что вопросы развития детского самоуправления актуальны не только для школьников, но и для педагогов, говорит, в частности, тот факт, что в каждой группе слушателей курсов повышения квалификации, которые проводятся на базе научно-образовательного центра ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования, эта тема отмечается как одна из наиболее интересных, приоритетных.
Правда, сегодня часто бывает и так, что педагоги не меньше, а больше школьников заинтересованы в развитии детского самоуправления. Парадоксально? Безусловно, но это печальная особенность нашего времени. Почему? Потому что в их школе не было внеклассной внеурочной работы потому, что они не были включены в деятельность какой-либо детской организации. И получается так, что ни оценить значение самоуправления, ни предложить, как его организовать, они не могут. Если школы будут закрываться после уроков, если учреждения дополнительного образования будут предоставлять только платные услуги, а деятельность детских организаций не иметь поддержки государства, то стихия улицы по-прежнему будет определять ситуацию в подростковой среде.
Именно в таких случаях ребятам и помогают те неравнодушные взрослые – родители, учителя, педагоги дополнительного образования, которые понимают, что полученные школьником знания еще не гарантируют его способности реализовать себя как личность. С их помощью и создаются сегодня различные детские организации, объединения – во многих школах успешно действуют детские или школьные республики, парламенты, экологические центры, пресс-службы, на базе образовательных учреждений сегодня работают различные детские объединения – пионеры, скауты, “зеленые”, организации патриотической направленности, появляются и новые объединения. В Ивановской области действует организация “Маленьких принцев” – юных друзей планеты, творящих добро по нравственным нормам, провозглашенным в известной сказке Экзюпери. В Сургуте действует “Подводное царство”, куда входят подростки, систематически посещающие детский оздоровительно-образовательный центр плавания “Дельфин”. Межрегиональная “Новая цивилизация” объединяет подростков, готовых взять на себя ответственность за качество завтрашнего дня нашей планеты… Примеров достаточно много.
Отрадно, что в оценке значимости развития самоуправления сегодня много единомышленников и среди ученых – в частности, коллектив ученых ГосНИИ семьи и воспитания РАО, и среди практиков, и среди руководителей органов управления образованием, начиная с Министерства образования Российской Федерации. Достаточно сказать, что на коллегии Минобразования 25 декабря 2001 года, где утверждалась Программа развития воспитания на 2002-2004 годы, сам министр образования Владимир Филиппов подчеркнул приоритетность задач развития детского самоуправления в образовательных учреждениях, деятельности детских общественных организаций.
Вопросы развития детского самоуправления так или иначе входят в программу всех научных мероприятий, проводимых нашим институтом. И в ближайшее время, а именно с 10 по 16 марта 2002 года, на базе института состоится научно-практический семинар “Программирование воспитательного процесса в образовательном учреждении”, на котором этим вопросам будет уделено особое внимание. На этом семинаре встретятся ученые РАО и практики из регионов России. Основная часть программы будет проводиться на базе образовательных учреждений Москвы – мастер-классы, “круглые столы” по обмену опытом. Кстати, специалистам в области воспитания еще не поздно заявить о своем желании участвовать в семинаре.

Ирина ЦВЕТКОВА,
доктор педагогических наук,
руководитель научно-образовательного центра
ГосНИИ семьи и воспитания
Российской академии образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте