На съезде многодетных матерей, проходившем год назад в Госдуме, одна его участница рассказывала о том, с чем ей пришлось столкнуться, усыновив двоих детей – мальчика шести лет и девочку – восьми. Оказалось, что воспитанники детдома не умеют делать даже самых простых вещей: не могут заварить чай, пришить пуговицу, помочь вымыть посуду. Приемная дочь Таня с изумлением смотрела на свою сверстницу Катю: как та убирала в квартире, пекла блины, делала бутерброды и салаты, вязала одежду для своих кукол. «Они не умеют самого элементарного, – сокрушалась выступавшая, – и такими выходят из детского дома». К сожалению, во многих детских домах вырастают дети, не умеющие жить.
Справедливости ради скажем, что обобщать тут нельзя. Есть и такие приюты, из которых выходят молодые люди, уверенные в себе, умеющие преодолевать трудности, и достигают цели. Таких детских домов совсем немного. Среди них – Ковалевский детский дом в Костромской области. Он необычный. Необычен не только тем, что его возглавляет протоиерей отец Андрей Воронин, а завучем работает его жена – Виктория Геннадьевна Воронина. Из этого детдома почти за 20 лет существования не было ни одного побега, зато были случаи, когда дети бежали сюда.Здесь живут сорок подростков. Сюда они приходят диковатые, отвыкшие от нормального человеческого общения, бывшие бродяги, воришки, дети наркоманов и алкоголиков. Изначально такой подросток никому не доверяет, потому что его мать предала, близкие люди предали. Меньше чем за год они преображаются до неузнаваемости. Не увидишь взглядов исподлобья, хмурых, настороженных лиц. Нет прежнего недоверия и враждебности ко всему миру. Молодые люди, познавшие доброту и заботу, увидевшие другую жизнь, научились улыбаться. А главное – стали доверять взрослым, начали их слушать и слышать.Необычна сама система воспитания. Она строится на необычных для государственного детдома принципах. Основной – «семейное» устройство детей, они живут по-домашнему, такими своеобразными семьями, в квартирках, где старшие помогают младшим, а в качестве родителей выступают воспитатели. На должном уровне учеба, для которой созданы все условия. Приобщение к труду также необходимое условие воспитания. В детдоме большое хозяйство, земля, которую подростки помогают обрабатывать. Свои молочная ферма, пасека, огород. Как видите, ребятам приходится трудиться, хотя по закону, как это ни странно, труд несовершеннолетних использовать нельзя. Дети работают на ферме, за животными ухаживают, в полях картошку и свеклу обрабатывают и собирают. Свое огородничество, животноводство, овощи, молоко, мясо… Свое все. А своим питаться нельзя… В общем, бред, считает отец Андрей. Мы лишаемся очень многих вещей, которые социализируют детей в дальнейшей жизни.На территории детского дома есть свой храм – Покровская церковь. Она также стала фактором нравственного воспитания «потерянных ребят», а именно нравственное воспитание отец Андрей ставит во главу угла. В поисках педагогических ресурсов он пришел к своему особому методу – нравственному воспитанию мальчиков через преодоление экстремальных ситуаций. Он автор детского экстремального проекта, который благословил патриарх Кирилл.В экстремальных ситуациях человек учится оставаться человеком, сохранять доброту и спокойствие, помогать ближнему. И отец Андрей, собрав своих мальчишек, пошел в горы. В горы идут целым коллективом, берут с собой и младших. Подросткам пришлось ночевать в палатках, поставленных на снегу, переходить реки вброд. Они на практике узнали, что такие путешествия полны рисков, опасностей. Но с отцом Андреем им не страшно. Они ему полностью доверяют. Тот оберегает их как собственных детей, отвечает за них и перед Богом, и перед своей человеческой совестью.Во время таких походов подростки крепнут, в них происходит нравственное взросление. Горы излечивают многие человеческие слабости, трусость, пренебрежение страданиями других. Рождаются лучшие душевные качества, появляется желание помочь товарищу. Ребята видят, что отец Андрей подвергает себя еще большим лишениям, чтобы они чувствовали себя более комфортно (насколько это возможно в трудных условиях восхождения на горы) и безопасно. Они идут с ним в одной связке, едят из одного котелка. Он не читает им лекций и проповедей, а просто советует: «Ребята, учитесь друг с другом общаться, держитесь друг за друга».Горы не только очищают душу, но и укрепляют тело. Обратно ребята возвращаются словно заново рожденные. «Альпинизм не только развивает силы и выносливость, – говорит отец Андрей Воронин, – это своеобразная кузница мужского характера. Подъем на вершину заставляет человека мобилизоваться и устанавливать тесный контакт с идущими рядом, ведь без этого в горах не выжить». Десять дней похода в горы, по его мнению, дают больше, чем в обычной обстановке целый год. Ими исхожены более приветливые и доступные Крымские горы. Кстати, туда разрешается брать детей уже с восьмилетнего возраста. Более старшие поднимались на высочайшую гору Сибири – Белуху, где была проведена Божественная литургия. Покоряли горы Урала, пики Кавказа.Десять дней похода – это как десять месяцев или, может быть, десять лет обычного воспитания, считает отец Андрей. Напряженная педагогическая деятельность в стенах детского дома получает серьезное закрепление.Конечно, к таким походам всех мальчиков готовят еще дома. Они много и серьезно занимаются спортом. Ходят на лыжах в любой мороз. Здесь есть самый разный, совершенный спортивный инвентарь, который только можно встретить в столичных частных школах. Несколько лет назад был приобретен скалодром, лучший в Костромской области. Это любимое место тренировок будущих юных альпинистов, здесь даже чемпионаты России проводились.Зимой этого года в Смоленске проходил конкурс «Славянские вертикали-2014» – соревнование по лазанию на скалодроме, в котором участвовали воспитанники отца Андрея Воронина. Одними из лучших в дисциплине «Скорость» показали себя Саша Храмцов и Даниил Ширяев. Саша занял первое место, Даниил – второе.В Ковалевский детский дом устремляются за опытом директора приютов из других городов России. Приезжают на практику иностранные студенты. Отец Андрей охотно рассказывает им о своем методе воспитания, о восхождениях, но при этом строго предупреждает: «Боже упаси это повторить. Горы не для неподготовленных».Сам отец Андрей – альпинист высокого класса. Он покорял горы, еще будучи студентом географического факультета МГУ, и впоследствии остался верен своему увлечению.Да, воспитанники Ковалевского детского дома несравненно более подготовлены к жизни в современном мире. Есть и такие, кто учится в престижных вузах, ну а большинство оканчивают профтехучилища и успешно работают, заводят семьи и часто приезжают в детдом, ставший для них родным.Хочу сказать немного о трудностях, с которыми сталкивается отец Андрей в своем благородном деле. Его негосударственному образовательному учреждению положено 80% государственного финансирования. Но на самом деле поступающих денег хватает лишь на 50% потребности, да и то с большими задержками. И это при совсем небольших зарплатах сотрудников. Зато о налогах не забывают, обложили со всех сторон. Скажем, 200 тыс. рублей за землю в 2,5 га, на которой и расположен детдом, 250 тыс. – за имущество. А если детдом получает благотворительную помощь, 30% надо отдать в качестве налога в местный бюджет, причем и с самого благотворителя тоже взимается налог. Между прочим, за рубежом этого нет.Есть трудности и с организацией походов. Роспотребнадзор ввел ограничения, согласно которым теперь можно разбивать палаточный лагерь, только когда температура окружающей среды выше 15 градусов по Цельсию. Тем самым все осенние, весенние и особенно зимние походы стали невозможны. Это буквально связывает руки. Но походы продолжаются в летнее время.Меняются и дети. Выпускники уходят, и приходят новые дети, уже другие. Брошенные дети, у которых отмирает базовый человеческий инстинкт привязанности. И традиционные педагогические ресурсы здесь исчерпаны. Новое поколение детей по сравнению с предыдущим имеет ослабленное здоровье. Сегодня уже трудно собрать детей в поход, в силу того что все они физически не готовы. С ними приходится начинать с азов, чтобы укрепить здоровье.Несколько лет назад в детдоме было 50 детей, а сегодня он мог бы принять 80 – условия есть, спонсоры постарались. Но любое расширение невозможно – увеличатся и налоги. Да и вообще эта педагогическая система, где дети живут семьями, а не колхозом, госчиновниками не одобряется. Кое-кто жаждет уравнять негосударственные образовательные учреждения с казенными – уж больно бросается в глаза разница в педагогических результатах.
Комментарии