search
main
0

Максимы гуманной педагогики

Учитель - это даритель света и художник жизни

Продолжение. Начало в №42,43

Цель воспитания

Мир ждет от учителей и от семьи не только хорошо обученных, но духовно и нравственно образованных и воспитанных молодых людей. Мысль Д.И.Менделеева: «Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего». Воспитание должно опережать обучение и облагораживать его. Высшими целями гуманного образования являются воспитание благородных и великодушных людей.

Учитель, укажи своим ученикам путь красоты духа!

 

Дети уже живут

Мысль, что школа готовит поколение к жизни, не верна, ибо, как говорит К.Д.Ушинский, дети не готовятся к жизни, они уже живут. Школа должна воспитывать в детях жизнь с помощью самой жизни, а не готовить к жизни через обучение или даже воспитание, которые сами по себе отодвигают жизнь на потом. Дети любят жизнь, они всегда там, где жизнь кипит, и грустят там, где их якобы готовят к жизни.

 

Перетягивать будущее

Готовить учеников к жизни через обучение и осваивание школьных программ не получится. Так можно только приспосабливать их к выбору профессии, но жизнь больше, чем профессия. Будущие духовно-нравственные отношения уже сейчас должны практиковаться жильцами образовательного мира. Достойной является школа, которая вместе с учениками перетягивает будущее на сегодня.

Учитель, помоги ученикам полюбить будущее!

 

Жизнь в образовательных пространствах

Ученик наполняется жизнью в таких образовательных пространствах, где его ждут и радуются встрече с ним, где он переживает радость успеха, где его уважают, считаются с его мнением, где помогают утвердить свою самобытность, где он может проявить свои способности и видеть полезность своего пребывания в сообществе, где он равноправный соучастник творения вместе с учителем и со всеми, где он защищен. И где все это пронизывается учительской любовью и зарождается взаимная любовь.

 

Для бесед на духовно-нравственные темы

Из мудрых книг: «Когда кто-нибудь заступит дорогу, отойди в молчании, если знаешь свой путь. Когда надо ночлег найти, припаси добрую весть хозяину. Когда придет час ухода, найди привет оставшимся, если широк путь твой. Когда расцветает дерево при дороге, не ломай его, может быть, оно придаст радости после идущему. Когда слышишь зов привета, не посоли его. Когда слышишь поющую птицу, не тряси дерево. Когда видишь приходящих детей, скажи: «Мы ждали вас». Когда торопишься к обеду, ступай по сухим камням. Когда думаешь отдохнуть, утверди положение мысли. Когда принимаешь приятное, не заноси в свою записную книгу. Когда думаешь об обиде, оглянись, где сор на полу».

 

Лев Николаевич Толстой

Глубина толстовской педагогики, по моему убеждению, лучше всего выражена им в простейшей формуле: надо устроить школьную жизнь так, чтобы в ней детям было удобно, а не так, чтобы удобно было взрослым.

 

Мысли от Л.Н.Толстого

Воспитывать других можем только через себя

«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить».

 

Основы разумного образования

«Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда и при всех возможных условиях дурным?.. И потому думаю, что до тех пор, пока эти два предмета не станут в основу образования, не может быть никакого разумного образования».

 

Урок

В гуманном образовательном мире урок не может быть основной формой организации учебного процесса, как это принято в авторитарной педагогике. Однако дать ему точное определение тоже сложно. Целая серия и система уроков действительно составляют главнейшую часть школьного образования и дальнейшей жизни человека. Урок несет все нагрузки, чтобы ученики восприняли духовность, нрав и культуру, чтобы у них сложились мировоззренческие начала, чтобы овладели они живыми знаниями и чтобы полюбили жизнь.

 

Смысл урока

Смысл урока исходит из сути слова: наполнять ученика светом, чтобы он смог достойно пройти жизнь. На уроке организовывается жизнь, которая дышит будущим с ее духовными, нравственными и познавательными особенностями. Цепь уроков есть одухотворенное совместное творчество учителя и учеников, совместное познание, совместное переживание радости познания, общение, пронизанное чувством уважения, взаимопонимания, помощи и любви.

 

Авторитарные уроки

Авторитарные уроки в большей или меньшей степени характеризуются неизменными качествами: они формальные и строгие, служат освоению учениками знаний, умений и навыков; на них любят опрашивать, контролировать, проверять; безмотивные для учеников, мотив познания подменяется борьбой за отметки; держатся на формальной дисциплине и страхе. Они однообразные, скучные, бездетные. Ученики не любят такие уроки, потому переживают много трудностей и неуспехов.

 

Вызвать интерес

Интерес есть источник мотивов, которые побуждают ученика к познанию вещей и явлений. Но, чтобы вызвать интерес, нужно задеть предваряющие его переживания – удивление, восхищение, восторг – от необычности и красоты увиденного и услышанного. Рождаются вопросы: что это? Не может быть! Как красиво! А что внутри? И ученик со всей познавательной страстью погружается в деятельность и готов применить максимум усилий, чтобы узнать. Ученики не любят, когда познают вещи и явления через слушание, а любят в сотрудничестве с учителем открыть, постичь, понять, освоить.

 

Вместе с учениками идти к предмету

Обычно учителя идут к ученикам с предметом в руках. То есть пересказывают содержание учебного материала, показывают наглядность, задают вопросы для выяснения понимания и закрепления. Учитель гуманной педагогики знает силу мотивационного интереса в познании, потому организовывает материал так, чтобы была возможность вместе с учениками идти к предмету. Это значит совместно исследовать и искать способы решения, решать и радоваться познанию.

Учитель, держись этого пути: вместе с учениками идти к предмету!

 

Урок – жемчужина жизни

В гуманном образовательном процессе уроки превращаются в дары учительского духа ученикам и через них всему миру. Каждый урок – жемчужина жизни, а все 11000 с лишним уроков, которые ученики получают от своих учителей в школе, должны превратиться в жемчужное ожерелье жизни. Уроки – источник радости познания и успеха, импульс к самоусовершенствованию и облагораживанию окружающего мира.

 

Урок для гуманного учителя

Уроки несут учителю путь процветания своего педагогического таланта, они глас его педагогической совести, смысл и истина его педагогической жизни.

 

Атрибутика урока

Образно выраженная тема, которая возносит обычные земные знания к духовным истокам; лейтмотив – ставит перед учениками задачу личностного развития; познавательные единицы, ведущие учеников от восхищения внешней красотой знаний до страстного интереса их познания; вера учителя в возможности каждого ученика, в свою талантливость и в преобразующую силу гуманного общения с учениками на уроке.

 

Качества урока

Качества урока определяются теми переживаниями учеников, которые сопровождают их к намеченным вершинам: им жить на уроке интересно, они чувствуют важность своего участия в общей познавательной деятельности, удивляются и восхищаются, вдохновляются на поиск и творчество, радуются, что открывают и постигают новое, сознают значимость приобретаемых знаний, убеждаются в могуществе мышления. Выражают признательность учителю за урок.

 

Что приобретает ученик на уроке

Происходит дальнейшее обогащение духовного и нравственного мира ученика. Он приобретает новые знания и понимание их места в целостной системе и картине мира. В нем взращивается ответственное отношение к доверенным знаниям – их применение только во благо людям. Развиваются силы познания: мышление, наблюдательность, воля, память, мотивы, вера в свои возможности. Развивается страсть к познанию.

 

С чем должен соприкоснуться ученик на уроке

Это идеи, понимание которых имеет важное значение для жизни и духовного мира человека: смысл жизни, предназначение, творение общего блага, долг и служение, любовь, вера, бессмертие духа, ответственность за свои мысли, духовный мир и жизнь в духовном мире, будущее, космос, Вселенная, вечность, бессмертие.

 

Советы для бесед на духовно-нравственные темы

Из мудрых книг: «Лучше принять нужное послание, нежели прятаться от посланного. Лучше не раскрашивать ярко ворота на пыльную дорогу. Лучше пустить коня на огород, нежели пустить на камни. Лучше простить урядника, нежели судиться с приставом. Лучше уступить морковь, нежели лишиться гороха. Лучше уснуть на доске, нежели на муравейнике. Лучше достать дельные порицания, нежели ухмыляться патоке. Лучше дружить с ослом, нежели слушать лису. Лучше позвать врача, нежели пустить кровь демону. Лучше пугаться мучениями прошлого, нежели сомневаться в будущем. Лучше судить утром и прощать вечером. Лучше думать днем и летать ночью».

Оценочная деятельность – качество личности

Оценочная деятельность есть качество личности. Умение оценивать обстоятельства, вещи, явления, поступки и знания дает человеку возможность делать правильные выборы, находить отклонения и ошибки, продвигаться дальше. Это качество требует целенаправленного воспитания. Одним из лучших путей для этого является применение содержательных оценок в совместной деятельности учителя и учеников в образовательном процессе.

 

Содержательная оценочная деятельность

Отметка и оценка разные вещи: оценка – процесс, который выражается словами и другими действиями, отметка – материализованное выражение оценки. Оценка содержательна, ибо дает характеристику качеству знаний или других вещей, отметка формальна – не может дать такую же характеристику. Оценка может перерасти в оценочную деятельность и охватить все проявления жизни, отметка не может так же распространиться. Содержательная оценочная деятельность может стать качеством личности, с помощью отметок этого достичь невозможно.

 

Отметка

В авторитарном обучении отметка вредит познавательному и личностному продвижению ученика, ибо подменяет истинный мотив познания ложным. Как метко выразился ученый, «дети гибнут за отметку», они не знаниями хотят владеть, а иметь хорошие отметки. Ложный мотив познания занижает качество знаний. В гуманном образовательном процессе отметки и всякие их заменители или убираются, или они девальвируются до той степени, что теряют мотивационную значимость.

 

Что делает содержательная оценочная деятельность

Совместная с учителем оценочная деятельность помогает ученику иметь перед собой ориентиры для своего продвижения в познании и нравственном становлении. Он принимает оценку вместе с воодушевляющей искрой своего учителя как собственное решение. Он становится предупредительным и уверенным в своих поступках, рассуждениях, в познавательной деятельности. Если будет необходимо, сам будет ставить себе отметки.

 

Неподвижная программа

Говорит мудрец: «Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтобы возложить на него ответственность за сознание общинных работников».

 

Замок заблуждений

Из мудрых книг. Обсудите с учениками. «Замок заблуждений» – называются одни развалины в Курдистане. Говорят, что замок был построен по ошибке, место было выбрано по ошибке, владелец женился по ошибке, вел войны по ошибке, имел советников по ошибке, играл в кости по ошибке, заболел по ошибке и погиб по ошибке. Можно допустить лишь известное количество ошибок».

 

Устремленность в будущее

«Ребенок есть устремленность в будущее», – говорит В.А.Сухомлинский. Это весьма ценное качество. Когда мысль живет будущим, человек становится сильным и победоносным. Сказано: «Не может самое блестящее прошлое сравниться с возможностями будущего». Прошлое надо знать и из него извлекать опыт и мудрость, но сознание пусть, как стрела, летит в будущее.

Учитель, научи своих учеников встречать каждое утро как новую страницу жизни!

 

Задача истинной школы

Задача истинной школы – устремить сознание учеников в будущее. Нужно не отдельные мысли уделять будущему, но направить их сознания к будущему. Нельзя принуждать так мыслить, а надо помочь ученикам полюбить будущее.

 

Полюбить будущее

Настоящее – это поле, где сеются причины для достойного будущего. Мечты, желания, фантазии, планы, намерения, действия, общение, труд, творчество – все это есть силы, которые творят будущее, созидают, притягивают, перетягивают будущее в настоящее. Однако надо научиться, как и о чем мечтать, что желать, о чем думать, ради чего трудиться и творить. Если все это обращено на общее благо, то будущее будет светлым и радостным.

Учитель, устрой со своими учениками уроки созидания одухотворенного будущего!

Молчание

Совместное минутное коллективное сосредоточение в молчании перед предстоящей деятельностью (перед началом урока, выполнением сложных заданий, контрольных работ и экзаменами) собирает особую творческую энергию, с помощью которой ученики обеспечиваются потенциальной возможностью успешно справиться с поставленной задачей.

Учитель, скажи своим ученикам о мощи возвышенного устремления и введи в свою практику минуту молчания для устремления мысли к преодолению предстоящей трудности!

 

Ребенок – возрожденное новое бытие

Так толкуется суть ребенка в Словаре сути слов. Ребенок приходит в земной мир зародить новое бытие, обновить жизнь и развить свой дух. Дети приходят в мир утвердить новую истину, жить в истине. Они несут с собой свои дары духа для людей, свою миссию. Им нужно продолжить лучшие начинания своих предков, но и исправить их ошибки. Им нельзя навязывать наше, нужно помочь им свершить свое предназначение, помочь до той степени светлым воспитанием и образованием, на какую только способна наша мудрость.

 

Дети – проверка нашей человечности

Нам нужно не только воспитывать детей, но самим тоже воспитываться у них. Дети – проверка нашей человечности, нашего терпения, великодушия и благородства. В общении с ними и в их воспитании могут проявиться наши пороки. Надо их устранить в себе. «Истина воспитания в воспитании самих себя», – говорит Л.Н.Толстой.

Закон образования гласит: «Уча – учимся. Воспитывая – воспитываемся сами».

 

Уберегите детей

Мудрец предупреждает: уберегите детей от всего ложного. Уберегите от дурной музыки, от скверно­словия, от ложных состязаний, от утверждения самости, от чувства собственности. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Не нужны запреты, но лучше отвести внимание ребенка на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое возвеличивает творение блага.

 

Духовное развитие детей

Советы от мудреца для духовного развития детей: пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть приучаются они к работе взрослых. Пусть получают хотя бы намек на красоту беспредельности и величие мироздания. Пусть услышат о бессмертии и поймут, что им открыты великие пути. Пусть они часто мечтами возносятся туда, где им будет хорошо. Пусть поймут значение красоты и четкости в словах и мыслях. Изгоняются ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо.

 

Януш Корчак

Януш Корчак со своими молитвами о детях, мучительными поисками сути ребенка, откровениями о любви к детям и устремленностью к утверждению каждого из них в своем жертвоприношении на священный алтарь во имя человека есть высшее торжество гения чистой педагогической совести.

 

Мысли от Корчака

Работа эта живая, плодотворная и красивая

«Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая… Для нарушений и упущений достаточно терпеливой и дружеской снисходительности, преступным детям необходима любовь. Их гневный бунт справедлив. Надо понять сердцем их обиду на гладкую добродетель и заключить союз с одиноким заклейменным проступком. Когда же, как не сейчас, одарить его цветком улыбки?»

 

Детей нет, есть люди

Вспыльчивый ребенок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребенка выманили игрушку; у взрослого – подпись на векселе. Легкомысленный ребенок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все свое состояние. Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств.

 

Об ошибках

Мудрец советует: каждая ошибка должна быть новым познанием, но не преградой. Осознание ошибок уже есть верный путь к изживанию заблуждений. Пусть каждая ошибка станет достижением новой победы. Ошибкам научимся улыбаться, но и нужно развивать в учениках зоркость и предупредительность, что и приведет их к сужденным успехам.

 

Избегать говорить об ошибках

Мудрецы советуют: избегать говорить об ошибках и не оставаться в помещении, где происходили кощунства и раздражения. Пересуды ошибок остаются и еще больше загрязняют атмосферу и притягивают те же флюиды, которые способствовали первоначальным заблуждениям. Так, вредно оставаться в помещении, загрязненном кощунством и раздражением.

Учитель, как решишь проблему об исправлении ошибок после такого совета мудрецов?

 

Переходные годы

Мудрец наставляет: каждый школьный учитель может наблюдать, как осторожно следует обращаться с учениками в переходные годы. Учитель сумеет так рассказать о жизни, что каждый поймет: он сам дошел до такого решения. Учитель будет истинным садовником. Он будет знать, какой ветер может полезно отнести зрелые семена.

 

Радость – особая мудрость

В.А.Сухомлинский говорил о всемогущей радости познания. Мудрецы утверждают, что радость есть особая мудрость, а в ней творящая энергия, новые силы притекают при радости. Светлые умы издревле мечтали создать школу радости. Пора наполнить образовательное пространство творящей энергией радости и прогнать скуку и уныние.

Учитель, научись радоваться сам, общаясь с учениками, научись доставлять им радость познания, воспитывай в них радость жизни!

 

Радость от пряника до глубочайшего чувства долга

Мысль Антона Семеновича Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного». Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать саму радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Далее нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные… от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.

 

Источники радости

Источниками мудрой радости могут быть: доставить радость ближнему, сорадоваться радости ближнего, уметь жить будущим, творить новую красоту, продвигаться в самоусовершенствовании. Самые высшие радости рождаются от осознания безграничности мысли и бессмертия духа, осознания неминуемых жизненных опасностей и принятия служения на общее благо, познания мира и внесения Света во тьму. В жизни есть и горе, и мудрец предупреждает: «Пусть горе не будет камнем преткновения, и радость пусть не будет лучом ослепляющим».

Учитель, помоги ученикам в познании источников радости!

 

Собственность без чувства собственности

Благословенного спросили: «Ты одним велишь лишиться собственности, другим же нет, почему так?» Благословенный ответил: «Собственность измеряется не вещами, а чувством собственности». Одни должны лишиться собственности, чтобы они лишились и чувства собственности, другие же свободны от чувства собственности. Человека губит не сама собственность, а чувство собственности.

Учитель, не находишь ли в этом задачу своей воспитательной работы с учениками – иметь собственность без чувства собственности?

 

Выражение глаз

Совет мудреца: учитель, если заметил, что ученик боится чего-то, немедленно снова поставь его лицом к тому, что его испугало. При этом, чтобы удостовериться, следи за выражением глаз. Так ты поймешь истинное движение его духа. И выражай радость, когда увидишь подлинное мужество.

 

Страстное слово

«Я верю в силу страстного слова», – сказал В.А.Сухомлинский. Страстное слово, с которым учитель обращается к ученикам, означает (не ругань и упреки, гнев и возмущение, крики и оскорбления): напитать свою речь чувством доброжелательности и любви; тоном искренности и уважения; наполнять правдой, призывать, просить, убеждать. При этом верить и возвышать. Страстное слово есть эмоциональное обращение от сердца к сердцу. Оно пробуждает в учениках чувства и сознание и помогает им менять свое отношение к действительности.

Учитель, владеть искусством страстного слова есть твое высшее достоинство!

 

Предвидеть всякую погоду

Из мудрых книг: на корабле плыл продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса. Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо учитель предвидел лишь ясную погоду.

Учитель, надо предвидеть всякую погоду и всякие обстоятельства!

Игры Будды

Благословенный говорил ученикам: «Посидим в молчании и оставим глаза зрячими». По истечении времени Учитель спрашивал: «Сколько раз я изменил мое положение?» Кто-то замечал десять изменений, кто-то – три, кто-то утверждал, что он оставался недвижим. «Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока не научимся внимательности, не станем мудрыми», – говорил Учитель. Он ставил перед учениками простой предмет и предлагал описать его тремя словами или длинным суждением. Произносил одно слово, по которому ученики строили целую мысль. Так выявлял он узоры духа своих учеников.

 

Задания Будды

Среди занятий, когда утомление уже овладевало учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал скорейшего ответа. Или, поставив самый простой предмет, предлагал описать его не более чем тремя словами или используя не менее ста слов. Или, поставив ученика перед запертою дверью, спрашивал: «Чем откроешь ее?» Или, проходя перед учениками, спрашивал: «Сколько раз прошел?» Или по одному слову строить целое содержание.

 

Мужество

Мудрец советует: пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе целый школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое старание в находчивости будет хорошим упражнением в закаливании характера.

 

Константин Дмитриевич Ушинский

Все учение Ушинского сводится к утверждению великой истины о том, что ребенок не готовится к жизни, а живет с момента своего зачатия. И неужели учительские поколения и впредь будут лишь восхищаться мудростью великого педагога, вместо того чтобы сделать школу аккумулятором жизни детей?

 

Мысли от К.Д.Ушинского

Чего вы хотите от меня?

«Ребенок стоит перед нами во всей невинности и чистоте своей души и требует положительного учения, требует от нас положительной мудрости, а не отрицаний того, чего дитя и не ведает.

«Чего вы хотите от меня? – спрашивает он нас. – Что вы хотите из меня сделать? К чему вы сами стремитесь и меня направляете? Мне нет дела до ваших заблуждений, укажите мне прямую дорогу, не говорите мне, что вы ненавидите, а скажите мне, что вы любите; не говорите мне, что вы рушите, а говорите мне, что вы хотите строить; не говорите мне, что вы не желаете, а скажите мне, чего желаете». Но что мы скажем на эти вопросы?»

 

Не о хлебе едином

Всякая школа, позабывшая изречение Спасителя «Не о хлебе едином жив будеши» и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончена эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего назначения: она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает его с настоящей дороги. Всякая школа прежде всего должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества.

 

Свободная воля

Мудрец наставляет: учитель не может насиловать свободную волю учеников, но в то же время он должен вести их. Эта задача трудна даже для опытного учителя. Только звучание его сердца может найти согласие, при котором свободная воля будет развиваться и воспитываться. Потребуются нежные касания, чтобы не раздражать ее. Воля свершает самую драгоценную победу. Лишь воля чует приближение будущего. Без воли невозможно встретить волны хаоса. Надо беречь этот цветок. Пусть самая утонченная забота проявится около просвещения воли.

 

Любовь к Родине

Мудрец учит: любовь к человечеству не исключает любви к Родине. Не без причины человек рождается в определенной стране и принадлежит определенному народу. При служении человечеству, несомненно, большая часть его будет принадлежать Родине. Нельзя думать, что особая любовь к Родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на Родине, но тем не менее устремление к ней не уменьшится.

 

Служить Родине

Мудрец учит: люди часто повторяют старую циничную пословицу «Где хорошо, там и родина». Большое заблуждение в таком цинизме. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это от Родины. Из этого не следует, что такой человек окажется связанным или обездоленным. Крылья могут нести его по всему миру. Он будет любить все человечество, но он будет знать, что служит Родине.

Учитель, часто напоминай своим ученикам: служите Родине и знайте, что вы пришли сюда выполнить свой великий долг!

Шалва АМОНАШВИЛИ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте