Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Максима Максима

Учительская газета, №32 от 11 августа 2020. Читать номер
Автор:

Когда математика – легкий предмет

Максим Зайцев, представлявший Костромскую область на конкурсе «Учитель года»-2019, уже 9 лет работает в школе №8 города Костромы. А еще раньше он в ней учился. Правда, не все 11 лет, а только в начальной школе. Мама работала там учителем физики, и ей было удобно брать сына с собой по утрам и забирать после работы. Однако уже к концу 3‑го класса Максим проявил большие способности к математике, и его перевели в один из лучших лицеев Костромы (лицей №17 входит в Топ-500 лучших школ страны), в математический класс. Именно там Максим Викторович по-настоящему полюбил математику. Это произошло во многом благодаря лицейскому учителю Светлане Апполинарьевне Шороховой. Много раз и мысленно, и публично Максим Викторович говорил ей за это огромное спасибо!

Учился Максим легко, успешно совмещая учебу с обычными мальчишескими занятиями и интересами. Как и многих сверстников, его привлекали всяческая техника, велосипед и футбол. О педагогике у нашего героя в ту пору и мысли не было. Ему нравилось много профессий. Интересно было все. Ближе к институту (и не без помощи взрослых) все же определился – решил, что хочет быть программистом и работать в какой-нибудь крупной компьютерной фирме. Правда, когда в лицее проходили дни самоуправления и доводилось вести уроки, Максим с удивлением обнаруживал, что ему очень комфортно… в роли учителя. Ему нравилось объяснять сложные понятия, видеть в глазах младших учеников интерес. Но когда он поделился своим открытием с мамой, та пришла в ужас: «Только не становись учителем!» Маму можно понять, многие родители математически одаренных детей мечтают о поприще, далеком от школы. Поэтому когда Максим окончил 11‑й класс, ни о каком педагогическом образовании речь не шла. Он поступил в Ярославский технический университет и окончил его с красным дипломом. Но гены взяли свое. Судьба повернула по-своему и, как мы можем судить теперь, не ошиблась. Максим Викторович говорит об этом так:

– Судьба наградила меня встречей с удивительным человеком, а ныне успешным руководителем одной из костромских школ. В летнем лагере он заметил мои организаторские и творческие способности и пригласил стать вожатым отряда. Первая смена в роли вожатого, общение с детьми, первые слезы… И я понял: самое важное – стать ребенку другом, который может выслушать, помочь, которому можно доверять.

Доверие – емкое слово на свете.
И трудно порою понять его суть.

Оно мне знакомо по главной примете:
Когда доверяют, нельзя обмануть.

Так что выбор профессии был у Зайцева отнюдь не случайным, не сиюминутным. За 10 лет, в течение которых трудился в лагере в разных должностях, он получил возможность убедиться, что работа с детьми – его призвание. К тому же был у него не только летний опыт. В 2011 году, еще обучаясь в ярославском университете, Максим Викторович примерил на себя роль педагога дополнительного образования – вел школьную секцию по мини-футболу. Именно тогда понял, что работа в школе дает ему ощущение полноты и радости жизни. Поэтому уже через два года стал учителем математики и информатики в родной 8‑й школе.
Квалификация позволяла. В дипломе написано «математик, системный программист», поэтому со специализацией все было очевидно. Зайцев признается, что изначально ему было интереснее заниматься с детьми информатикой, но со временем он сменил предмет и сейчас преподает только математику. И еще является заместителем директора по учебной части.

«Школьное притяжение» для большинства не более чем просто метафора. Для людей особых, избранных, это даже не физическое, а сверх-, метафизическое явление – его чувствуют только те, кто рожден учителем, кто вне школы себя не представляет. Вот и Максим Викторович ощутил притяжение в полной мере. Притягивают, конечно, не стены, а ученики. Они же вдохновляют на ежедневный поиск. И нередко служат источником поэтического вдохновения.

Со мной мои ученики:
И в тишине я думаю о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет…

Наверное, многогранность, разнообразие интересов учителя, его способность к пониманию и сочувствию, его внимание к оттенкам настроения учеников более всего ценятся детьми. И, конечно же, от них не укрывается желание учителя быть понятым. Вот что говорят девятиклассники, ученики Максима Викторовича:
– Нам очень нравится его подача материала. Она всегда необычна. Например, в 6‑м классе на уроке геометрии мы резали нитки, чтобы вывести формулу длины круга. На алгебре мы часто решаем задачи не просто аналитически, но еще и рассматриваем геометрический смысл задания. Максим Викторович прикладывает колоссальные усилия для того, чтобы материал запомнился, как говорится, въелся в память. Максим Викторович акцентирует наше внимание на важных моментах, делает паузы, выделяет нужное интонацией. В конце урока большинство ребят уже наизусть запоминают определения, и дома остается их только повторить.

Многие говорят о необыкновенной атмосфере, царящей на уроках Зайцева:
– Удивительно, но после урока чувствуешь легкость, приподнятость настроения. 45 минут пролетают незаметно. Общение с Максимом Викторовичем делает нас более целе­устремленными, более уверенными в своих силах.

Вот и еще одна важная деталь, которую отмечают дети:
– В 9‑м классе многие учителя сильно волновались по поводу нашей успешной сдачи экзамена, Максим Викторович же всегда был в нас уверен, целенаправленно готовил к экзамену. Именно по поводу математики многие из нас не переживали: чувство уверенной легкости, полученное на уроках, сопровождало нас.
Я спросила у Максима Викторовича, не было ли у него иллюзий в начале работы, не испытывал ли он желания уйти из школы.

– Честно скажу, ни иллюзий, ни желания уйти куда-то не было и нет. Первые годы в школе я с открытым ртом смотрел на уроки своих коллег. Я впитывал все как губка, пытаясь понять, как им удается раскрывать личность каждого ребенка. А дальше – больше. Мне хотелось быть на уровне своих коллег, соответствовать им. Поэтому подготовка, урок, анализ урока, подготовка и т. д. Каждый раз, садясь за составление конспекта урока, ищу приемы и методы, которые помогут зажечь огонек в душе каждого ученика, помогут сделать урок событием, ярким и запоминающимся. Меня до глубины души волнуют отзывы детей о моих уроках. Кто-то пишет: «Здорово! Клево! Классно!», а кто-то: «А зачем это мне надо?» И тогда я представляю себя в роли ученика и сам ищу ответ на вопрос, заданный мне. Значит, что-то я недотянул, в чем-то не сумел убедить… И вдруг понимаю: «И вечный бой! Покой нам только снится…» Ведь я учитель! И я верю в то, что каждый ребенок уникален и по-своему талантлив. На мой взгляд, школьные учителя совершают ежедневный нравственный подвиг. Ведь они не просто объясняют учебный материал, но дают уроки чести, долга, справедливости. Это нелегкий труд, но он очень значим для меня.

Победа на региональном конкурсе стала для Зайцева вполне закономерной и заслуженной. Во-первых, потому что он шел к этой цели, много лет занимаясь самообразованием, участвуя в различных конкурсах, не­устанно работая над собой. Во-вторых, потому что не сдавался. В 2017 году он принял участие в конкурсе «Учитель года» и на региональном этапе оказался в шаге от победы, стал призером. Но не остановился на достигнутом, поставил себе цель принять участие еще раз. Победить на региональном этапе в 2019 году ему помогла команда.

– Моя команда состояла из моей семьи, представителей администрации города и области, коллег, друзей и, конечно же, детей моего класса. Огромное спасибо им. Они мне помогали, переживали, ждали результата. Считаю, что только в команде можно достичь успеха.

Самым важным открытием, которое сделал Максим Зайцев во время конкурсного марафона, стала мощная волна поддержки, идущая от многих, близких и далеких людей и от самих участников конкурса.

– Вы знаете, на конкурсе мы были одной большой семьей, в которой каждый был готов помочь друг другу, в которой каждый чувствовал себя комфортно. Это проявлялось во всем. Во время подготовки заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 я женился. Произошло это в последний день установочного семинара. Свадьба планировалась заранее, когда сроки проведения установочного семинара были неизвестны. Мне пришлось уехать 4 июля, поскольку уже 5 июля была регистрация брака. Меня поздравляли, все конкурсанты радовались за меня. Поэтому и в дальнейшем у меня не было ощущения, что я участвую в каком-то соревновании. Наверное, благодаря этому мог спокойно и уверенно пройти все испытания.

– Какое самое яркое впечатление осталось от финала?

– Самое яркое впечатление – то, что каждый день финала – это фейерверк эмоций. Ложась спать, ты думаешь: «Вот сегодня был самый лучший день конкурса». Но уже следующий день готовит тебе новые мероприятия, заставляющие еще больше удивляться. Новые встречи, новые лица и творческий поиск днем и ночью. Спасибо Грозному за гостеприимство. Все было бесподобно! Спасибо организаторам за все! Конкурс останется в памяти на всю жизнь и будет одним из самых ярких впечатлений.

Мне хочется сказать всем, кто сомневается в своих силах: конкурс – путь повышения профессионального мастерства, но не вершина. Я хочу расти дальше профессионально. Уверен, что впереди много новых испытаний и интересных свершений. Не нужно их бояться. Ставьте и вы для себя высокие цели, и они обязательно покорятся вам.

Трудно сказать, какая вершина будет самой главной. Для многих учителей много значат победы учеников, их отношение к предмету. И в этом отношении Максим Зайцев достоин самого большого признания. Об этом свидетельствует отзыв девятиклассника, одного из его учеников: «Максим Викторович заинтересован в каждом учащемся. Для него важно достижение точки максимума для каждого, независимо от тех знаний, которые уже имеет ученик. Планка, которую он ставит, по-настоящему высока для всех. Поэтому учительский стиль Максима Викторовича я бы охарактеризовал именно так: высокая ответственность и высокий уровень во всем. В нашем кабинете математики висит плакат с цитатой Михаила Ломоносова, которую я помню, несмотря на то что не был в кабинете долгое время из-за пандемии: «Математику затем учить нужно, что она ум в порядок приводит». Действительно, в современном мире каждый встречается с математикой. И насколько данная встреча будет приятной и запоминающейся, зависит именно от учителя. Математика ведь на самом деле интересный предмет, который имеет прикладное значение. Но если подавать математический материал слишком сухо, то математикой лучше не заниматься вовсе. Поэтому на математику я хожу и буду ходить только к Максиму Викторовичу».

Вера КОСТРОВА, Костромская область


Комментарии

Должны ли родители участвовать в разработке календарных планов воспитательной работы?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt