И вновь мы возвращаемся к теме ИКТ. Что, впрочем, и неудивительно (см. «УГ», №48 от 30.11.04, № 49-50 от 7.12.04, №51 от 14.12.04 г.). Ведь с каждым годом возрастает роль информационных технологий в школьной программе. Все больше предметов ведется с использованием ИКТ. Как этот факт влияет на подготовку будущих педагогов? Что изменилось в связи с этим в программах? С этими вопросами я отправилась в ведущий педагогический вуз страны – Московский государственный педагогический университет. Мой собеседник – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна художественно-графического факультета Ирина ГРИГОРЬЕВА.
– Ирина Витальевна, расскажите, пожалуйста, какие предметы ведутся с использованием компьютерных технологий.
– На первом курсе студенты знакомятся с компьютерными технологиями в рамках курса информатики. Они изучают основы работы с Windows и его приложениями. Затем, на третьем курсе, студенты проходят курс «Информационная графика», где осваивают основы графического дизайна: с помощью современных графических программ занимаются оформлением визитных карточек, бланков, рекламных буклетов, разработкой фирменного стиля, логотипов и плакатов.
На четвертом курсе студенты могут записаться на спецкурсы «Компьютерная графика», «Web-дизайн», «Трехмерное моделирование и анимация», «Дизайн интерьера», «Архитектурное проектирование», посвященные углубленному изучению какого-либо программного продукта.
На четвертом и пятом курсах студенты, выполняющие дипломную работу по нашей кафедре, проходят специализацию «Обучение технологии создания мультимедийных учебников» со спецкурсом «Разработка интерфейсов для обучающих программ». Из года в год большинство дипломов выполняется в виде компьютерных интерактивных обучающих программ для школьников и студентов по тому или иному курсу (черчения, компьютерной графики) или по отдельному разделу (например, форма в изобразительном искусстве, цветоведение и т.д.). Студенты сами разрабатывают методическую часть обучающей программы, подбирают иллюстративный материал, создают трехмерные модели и анимацию, придумывают оригинальный способ перемещения по программе, которая имеет индивидуальный интерфейс и интерактивные способы работы. В конце обязательно предлагаются контрольные вопросы и проверочные задания. Созданные выпускниками обучающие программы апробируются в ходе педагогической практики в школе, что обогащает их примерами заданий, выполненных школьниками.
– Получается, что студентов учат пользоваться графическими редакторами и обучать этому школьников? Но ведь это задача учителя информатики?
– Наши студенты изучают компьютерную графику в первую очередь для того, чтобы научиться с помощью компьютера решать свои художественные задачи. Кроме того, знание компьютерных технологий значительно расширяет методические возможности учителя. Скажем, раньше этапы работы по созданию рисунка учитель показывал на доске. Теперь он может отсканировать этапы своей работы и показать их на компьютере в виде презентации, это будет гораздо красочнее и займет меньше времени. Учитель может снять на фото- или видеокамеру понравившийся пейзаж и, продемонстрировав его на компьютере, предложить учащимся нарисовать его. С помощью компьютера можно добавить аудиооформление, что поможет создать нужный эмоциональный фон на уроке. Например, зимой с помощью презентации, дополненной музыкой, можно создать весеннее настроение, и тогда работы учащихся получатся более интересными. При этом открываются более широкие возможности для творчества.
– Будущие преподаватели смогут использовать компьютерные технологии в применении к любому предмету или их умения связаны исключительно с изобразительным искусством?
– Студенты учатся технологии и поэтому смогут сделать обучающую программу по любому предмету. Они знают, как совместить текст, графику, звук, анимацию, умеют делать трехмерные модели. Даже если они станут вести кружок, например макраме, применение их знаниям найдется обязательно.
Комментарии