Фильм «Майская ночь, или Утопленница», созданный режиссером Александром Роу, в этом году отметит юбилей. В комедии с элементами триллера, снятой в середине прошлого столетия, есть все, чтобы заинтриговать современного зрителя: отличная драматургия, великолепная режиссура, прекрасный актерский состав. Но это далеко не все.
Комедия «Майская ночь, или Утопленница», которую киносеть «Москино» покажет 1 мая, вошла в золотой фонд российского кинематографа. На протяжении 70 лет, с момента выхода на большие экраны страны, ее посмотрели несколько поколений советских, теперь уже российских зрителей.
Страшно не будет, но нервы пощекочет
Интерес к фильму не иссякает по нескольким причинам. Литературным источником, который лег в основу сценария, является одноименная повесть «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя.
В сюжете картины есть все, чтобы заинтересовать современного зрителя, знакомого с жанром триллера, искушенного зарубежными хоррорами, ужастиками и фэнтези. Но в отличие от подобных кинопроизведений, вызывающих ужас и страх, которые долго преследуют, заставляя людей вздрагивать от собственной тени, картина Александра Роу не оставляет неприятного «послевкусия».
Фильм-сказку с элементами мистики можно смотреть всей семьей, даже с маленькими детьми. Страшно не будет. Режиссер сохранил архитектонику автора, умело перемежающего свои «страшилки» тонким юмором и сатирой. Сберег и атрибутику, присутствующую в произведениях Гоголя: мистику и смех.
От режиссера – до актеров
Сюжет картины незатейлив: упрямый сельский голова не дает согласия на брак сына с простой казачкой. Юноша нашел выход, вступив в сговор с «нечистой силой». Помочь Левко взялась панночка, которая покончила с собой, забрав на дно водоема злую мачеху-ведьму, не дающую покоя бедной девушке даже на том свете. Взамен за свою услугу – соединить влюбленных – панночка просит отыскать ведьму, чтобы наказать ее.
Задачу автора произведения и режиссера Александра Роу, считавшегося главным сказочником страны, решила сплоченная съемочная группа с прекрасным коллективом. Сценарий фильма написал известный советский драматург, лауреат двух Сталинских премий Константин Исаев.
Оператором стал не менее именитый Гавриил Егиазаров – кинорежиссер, сценарист, актер. Музыку к фильму написал Сергей Потоцкий – ученик композитора Сергея Танеева. К слову, тональность фильму придают фрагменты из оперы «Майская ночь» Николая Римского-Корсакова. Музыка великого композитора прозвучала в песне Левко «Спи, моя красавица».
В главных ролях снялись молодые на тот момент актеры, начинающие восхождение на Олимп славы. Влюбленного героя Левко сыграл Николай Досенко. Ганну – красавица Татьяна Конюхова, будущая звезда советского кинематографа. На роль панночки режиссер пригласил не менее привлекательную Лилию Юдину, выпускницу Театрального училища имени Щукина. Для обеих актрис картина Роу стала дебютом и путевкой в большое кино.
Молодые актеры сумели не потеряться на фоне «тяжеловесов», слава о которых гремела по всей стране. Александр Хвыля сыграл упрямого отца, не дающего сыну согласие на венчание с красавицей Ганной. Любимец публики Георгий Милляр выступил в роли писаря. Галина Григорьева снялась в роли мачехи, Эмма Цесарская предстала перед зрителями в образе свояченицы.
Без вольностей, но с искрой
Фильм «Майская ночь, или Утопленница» снимали на киностудии имени Горького. Вспоминая о съемках, народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова рассказывала об удивительной атмосфере, созданной режиссером Роу. Александр Артурович, которого называли классиком волшебной киносказки, по словам актрисы, был прост в общении.
Он тщательно оберегал молодежь от всего, что могло бы создать ощущение дискомфорта. Вольностей в виде сиюминутной импровизации не позволял, но и не противился проявлениям творческой активности. Возможно, это тоже сыграло свою роль в будущем успехе картины.
Фильм с захватывающим сюжетом и прекрасной игрой передал колорит, присущий времени, в котором происходит действие. Здесь есть все, что может увлечь и заворожить не только зрителей, любящих фольклор.
Фильм интересен всем, кто неравнодушен к хорошей музыке, народным песням, пляскам, юмору. «Исконно русская сказка – добрая, поучительная», – говорят современники, знающие толк в настоящем искусстве.
Знаете ли вы, что?
Мистическую киносказку кинорежиссера Александра Роу называют первым советским фильмом ужасов.
По невероятному совпадению, которое иначе как мистикой не назовешь, фильм вышел в прокат 31 октября, хотя в Советском Союзе хэллоуин, никто не отмечал, да и о самом празднике тогда знали понаслышке.
После выхода картины на экраны зарубежная пресса отметила уникальный художественный стиль и необычные для того времени спецэффекты.
Картину «Майская ночь, или Утопленница» режиссер Роу снимал в двух вариантах – стереоскопическом и плоском. Фактически, как говорят эксперты, получилось 3D-изображение. Решение считалось невероятно смелым.
Стереоскопический вариант снимали в системе «Стерео 35 кадр за кадром». Ее разработали сотрудники кинофотоинститута НИКФИ (сегодня – это киностудия имени М. Горького).
В процессе съемок группа использовала особую камеру и специальный проектор. Чтобы получить нужный эффект, зрители должны были находиться в определенном положении по отношению к экрану.
Великий советский сказочник
Рассказ о фильме «Майская ночь, или Утопленница» был бы неполным без воспоминаний о человеке, создавшем культовое кинопроизведение. Секреты будущего мастерства Александр Роу, в жилах которого текла ирландская кровь, постигал у Якова Протазанова.
Впоследствии, став известным режиссером, он не раз вспоминал, что мечтал снимать фильмы еще совсем молодым. А попав на киностудию, знал, что это будут сказки. Мечтам легендарного режиссера было суждено осуществиться. Его первой картиной стала сказка «По щучьему веленью», созданная в 1938 году и тепло принятая зрителями.
Потом были «Конек-Горбунок (1941), «Кащей Бессмертный» (1945). После «Майской утопленницы» Роу снял фильмы «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Марья -искусница» (1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1964) и другие. Звание «Классик волшебных киносказок» досталось Александру Роу неслучайно.
Комментарии