О восприятии живописных произведений ребятами
В процессе занятий с детьми четырех-десяти лет в изостудии ГМИИ, построенных в основном на материале музейной экспозиции (знакомство с памятниками для малышей происходит по методу игры у картин, для детей постарше – путем их серьезного анализа), мы решили выбрать зрительный ряд произведений, которые могли быть интересными по сюжету для всех возрастных групп. И таким образом проверить, какие сюжетно-психологические и художественные особенности привлекают ребят и как протекает этот процесс в зависимости от возраста.
Проходя через залы музея или рассматривая вместе с младшими учащимися изостудии экспонаты, руководители кружков отметили интерес детей разного возраста к изображению мадонны. Для ребят мадонна – это нежная, любящая мать. Ее красота, ее забота о ребенке трогают и волнуют детей. Одна из учениц, пришедшая в музей совсем маленькой (Ира К.), восприняла образ мадонны настолько интимно, что изобразила ее с мальчиком и девочкой, объяснив, что “всегда лучше, когда в семье два ребенка”. Именно это любовное отношение детей к изображению женщины-матери с ребенком на руках побудило нас предложить ученикам различных возрастных групп изостудии выбрать одну из пяти мадонн итальянских мастеров разных эпох, выполненных в различных манерах – от иконописной до барочной, от отвлеченной и стилизованной до чувственно-осязаемой.
Эксперимент был проведен с различными возрастными группами, чтобы выявить присущие им вкусы, специфику восприятия отдельных детей.
Перед просмотром и выбором картин с ребятами прошла беседа: за что мы любим маму, как мама любит нас.
Разговор вызвал огромное оживление. Основной акцент в отношении к матери – нежность: любят сидеть на руках.
После беседы предложили ребятам пойти в зал и посмотреть, как по-разному рисуют художники “маму-мадонну”.
Группа состояла из двенадцати человек, большинство из которых пришли в этом году впервые в музей.
Выбранные пять картин были расположены в двух смежных залах, поэтому немалую трудность представляло направить на них внимание, чтобы осуществить избирательность данных объектов.
Дети довольно быстро выбрали предпочитаемое изображение, остановившись около него, как было предложено. Теперь им предстояло ответить на вопрос, почему нравится избранная картина.
Мы предложили группе детей 4-6 лет выбрать мадонну Ди Бартоло или Перуджино. Все подошли к первой. Мне представляется, что золото и светлые тона больше привлекли внимание детей 4-6 лет, нежели правдивая передача нежности материнства, хотя в жизни именно она является для них основой.
Бессознательный, вернее, интуитивный порыв к Пизанской мадонне основан на том же обилии в ней элементов золота, декоративности фактурно-выпуклого нимба. Так же заманчив красно-синий цвет у Станционе.
Тема любви к матери и матери к ребенку вообще не отражается для них в эти годы в их личном рисовании. Существуя под сенью материнской любви, столь же прочной, как почва под ногами, дети будто не замечают этой любви, отбирая в множественности окружающих жизненных впечатлений самые яркие образы, соблазняясь красочностью и эффектностью деталей, предметов и явлений.
Эксперимент с группами 7-10-летних
Интересно ознакомиться с темами рисунков после осмотра картин:
Назым Н., 6 лет. Человек прощается с человеком
Катя К., 7 лет. Королева
Маша А., 7 лет. Мама
Боря П., 8 лет. Перелет аистов
Таня Ш., 9 лет. Мадонна в лесу среди берез (свое решение)
Таня Г., 9 лет. Яблоня с яблоками.
Даже это беглое перечисление тематики личного рисования свидетельствует о нарастании как степени восприятия самого памятника искусства, так и его воздействия.
Если в 4-5-летнем возрасте глаз “выхватывает” и фиксирует что-то важное и интересное для ребенка, игнорируя все остальное, то этот процесс является, по нашим наблюдениям, в какой-то мере обманчивым. На самом деле ребенок замечает также и не интересующие его в первые минуты восприятия детали картины, образы или предметы. Они откладываются в его сознании, как в кладовой, где как бы “дозревают” и затем в нужный момент извлекаются и используются в творческом процессе.
Приведем пример: ассирийский Шеду в процессе рассматривания казался 4-летней Кате настолько далеким, что она не могла отметить ни одной из особенностей изображения и вообще, казалось, была безразлична и слепа к памятнику. Ее рисунки этого времени – цветовой поиск на листе – бесконечные потоки краски, бесформенные цветовые линии и пятна. И вдруг, через несколько месяцев, на высохшем “цветовом подмалевке” она нарисовала белилами в основном правильное по пропорциям и отдельным признакам схематическое изображение Шеду.
То же самое происходит и с моделировкой и перспективным построением. Дети замечают эти особенности, восхищаются ими, любуясь развертыванием планов пейзажей, освещенностью и затемненностью, однако в процессе рисования избирают свое плоскостное решение. И лишь по прошествии определенного времени увиденное спонтанно воскресает, иногда полностью, иногда в виде вкрапленных в традиционное изображение новых приемов.
Комментарии