search
Топ 10

Люди отзывчивы. Только надо им чаще напоминать об этом. Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования

Доклад уполномоченного по правам ребенка – огромный документ, который мы читаем несколько раз. Сначала – бегло, находя упоминания о своем округе, принимая экстренные меры по решению проблем, потом – внимательно, глубоко анализируя содержание, изучая недостатки по другим округам, чтобы не наступать потом на те же самые грабли. Третье прочтение позволяет определить те приоритетные направления работы, которые этот доклад устанавливает для нас на текущий год. Хорошо, что мы можем обратиться в аппарат уполномоченного при возникновении проблем и получить там действенную помощь.

В докладе Алексея Голованя указывается, что «приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является передача их на воспитание в семью, однако некоторые муниципалитеты из-за непонимания института приемной семьи, вместо того чтобы оказывать им необходимую помощь, проявляют неспособность и нежелание внимать и решать проблемы, возникающие в приемных семьях, относятся к этим семьям как к излишней и совершенно ненужной для себя проблеме». Мы в этом направлении определили для себя необходимость проведения крупных акций, которые позволяют нам объединять различные институты, так или иначе связанные с решением проблем с правами детей. Инициатором этого довольно массового движения стала наша школа-интернат №8, где находится одна из двух уполномоченных служб по патронатному воспитанию. Благодаря работе директора этого интерната и его уполномоченной службы нам удалось реализовать некую сквозную идею патронатного воспитания. Вместе с нами в этой работе всегда принимают участие управление социального развития префектуры, специалисты Департамента образования, руководители муниципалитетов, специалисты по охране прав детей и директора детских домов. В марте 2006 года в школе-интернате №8 состоялась конференция «Передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания. Патронатное воспитание», организованная Западным окружным управлением образования совместно с префектурой ЗАО. В резолюции конференции отмечается, что Западное окружное управление образования вместе с префектурой ЗАО выступает инициатором регионального проекта «Семья» в рамках приоритетного направления национального проекта «Образование», девиз которого «Каждый ребенок должен иметь семью, даже если она не навсегда».

Реализуя свой проект «Семья», Западное окружное управление образования вместе с фондом «Содействие» провели в апреле 2006 года в СОШ № 1329 новый для себя «Единый родительский день для кандидатов в патронатные воспитатели». Там собралась большая аудитория, прежде всего те люди, которые действительно числятся у нас в банке данных, патронатные воспитатели, среди них есть очень интересные люди и один из них – человек, которого мы всегда с гордостью представляем, – настоятель храма Пресвятой Богородицы, что на Красном Селе. Умный, интеллигентный человек, у которого своих четверо детей и на патронате один ребенок. Плюс мы пригласили в эту аудиторию еще и своих сотрудников, совет молодых специалистов, совет ветеранов, руководителей образовательных учреждений. Словом, удалось собрать огромную аудиторию, и итогом работы стало некое понимание той проблемы, которая стоит перед обществом. Могу сказать, что среди наших руководителей образовательных учреждений уже четверо имеют приемных детей. Среди специалистов управления образования есть человек, который воспитывает двоих приемных детей. Сейчас еще два директора школы оформляют документы, чтобы взять детей на усыновление. Мы считаем, что, пожалуй, это позволит нам сконцентрироваться на решении одной из серьезнейших проблем, которая стоит перед нами.

Защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, конечно, требует организации взаимодействия всех структур. Мы обсуждаем это решение в рамках такого серьезного института, как образование, все это наш профессиональный долг. Поэтому тут нельзя не говорить о воспитании, социализации детей-сирот. Для каждого из наших округов это достаточно больной вопрос. В рамках обсуждаемой темы нужно особенно акцентировать внимание не на работе специализированных учреждений, а на вопросах социального партнерства в решении проблемы сиротства. В Москве 3322 ребенка в сиротских учреждениях, более 200 тысяч детей-сирот назвал Президент РФ по России. Система образования столицы взвалила на свои плечи еще одно тяжелое, но необходимое бремя, и мы готовы его нести. В нашей системе образования не должно быть детских домов. Будущее – за семейными формами воспитания.

Пятый раздел подпрограммы «Дети-сироты» федеральной программы «Дети России» (2003-2006 гг.) акцентирует внимание на создании условий, максимально приближенных к семейным, для содержания и воспитания детей-сирот. Городская программа «Столичное образование-4» фиксирует необходимость разработки программы социального развития детей, воспитывающихся в детском доме. Развивая эти положения, наша окружная программа в качестве приоритетных форм определила развитие семейной и патронатной форм воспитания, а ее отдельная подпрограмма называется «Обеспечение оптимальных условий для жизнедеятельности и развития воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Образовательное пространство ЗАО для этой категории детей – 4 детских дома, школа-интернат (353 ребенка), около 1000 детей, находящихся под опекой, посещают образовательные учреждения других видов.

Но официальная цифра воспитанников специализированных учреждений – лишь вершина айсберга большого комплекса социальных проблем нашего общества: сиротства, безнадзорности, беспризорности, объединенных одной болью – отсутствием полноценной семьи как главного субъекта воспитания ребенка.

Заместитель генерального прокурора РФ Сергей Фридинский отметил не просто печальный факт, а страшный рекорд в движении волны беспризорных и безнадзорных в России – около 4 миллионов человек. Эта цифра больше, чем в послевоенное время. Большая часть этих детей – социальные сироты. Уже исходя из этой жуткой статистики работа с данной категорией детей должна быть приоритетом как в государственном масштабе, так и на региональном уровне. Если говорить о приоритетных национальных проектах, то именно «Семья» должна стать основным национальным проектом в России: как основной институт воспитания, социализации детей, приобщения к национальным ценностям (и Президент РФ уже произнес на этот счет все необходимые слова), как мир, где формируется опыт любви и терпения, самоотверженности, как наследница и хранительница традиций, как основа общественной нравственности и опора государства, незаменима. Именно поэтому она как социальный институт должна быть важнейшим социальным партнером в решении проблемы сиротства и беспризорности. Опасность сиротства и детского неблагополучия – в воспроизводимости этих социальных недугов. Детская память, сохранившая непривлекательные, а порой и страшные стороны своей жизни, становится благодатной почвой и основой для собственных неудач: не имея опыта жизни в семье, мужчины остаются инфантильными и безответственными потребителями, а женщины чаще поддаются противоестественному, аномальному порыву – отказаться от собственного ребенка. Сегодня мы уже воспитываем детей наших бывших воспитанников.

Дети, лишенные возможности воспитываться в родной семье, должны иметь возможность обрести опыт семейной жизни в семье приемной. Ребенок имеет право не только на защиту прав и интересов (это могут делать и органы опеки и попечительства), но и на тепло семейного очага, на душевную привязанность к родителям, на возможность сказать и почувствовать обычные для других детей слова: «моя мама», «моя семья», «мой дом».

Обсуждая сегодня проблемы взаимодействия в защите законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, мы на опыте реализации своего эксперимента по патронатному воспитанию можем твердо сказать, что стратегическая линия в решении данных вопросов – в развитии форм семейного воспитания, ибо даже патронатная семья лучше детского дома! Здесь, наверное, следует проявить мудрость среднего пути, избавиться от максимализма оценок. Конечно, оптимальная форма семейного устройства детей – усыновление. Но так ли просто сегодня пройти все этапы этого пути? Готовы ли к этому потенциальные усыновители? Как избежать ошибки, возврата детей в детские дома с надломом в душе, потерей веры в людей, отчаянием – такой травмой, которую залечить будет почти невозможно? Мы получили осенью 2005 года в 23-й детский дом двух девочек, от которых отказались их опекуны. Девочки с тяжелой душевной травмой, девочки, которым исполнилось уже 16 лет, очень непросто пережили происшедшее. Да, стереотипность восприятия патроната как «ребенок напрокат» еще присутствует в обществе. Но уже сегодня мы имеем данные по Москве, что каждый четвертый патронат заканчивается усыновлением. А это значит, что ребенок обретает семью, пройдя определенный период знакомства, психологической адаптации, что, конечно же, снижает риск ошибки. Но даже если пока и не происходит усыновления, патронат означает, что семья в полной мере стала нашим социальным партнером в воспитании и социализации сирот, что ребенок получил возможность получения опыта семейной жизни, расширения горизонта нравственного и социального опыта. Мы сняли фильм о жизни патронатных семей, и там есть удивительные кадры. Сидит молодой, спортивного вида отец, у которого своих трое детей и на патронате взрослая девочка из 2-го детского дома, и он, разводя руками, говорит с удивлением: «Вы представляете, она не умеет чистить картошку!» Патронат – вынужденная, но гибкая, мобильная, щадящая и для детей, и для взрослых форма воспитания сирот. Даже если шанс последующего усыновления расценивать на сегодняшнем уровне как 1:4, этот шанс нельзя упускать. Один ребенок, возвращенный в лоно благополучной семейной жизни, это в десятки раз возросшая вероятность его будущей состоявшейся судьбы, это победа милосердия и любви. Именно поэтому в Западном округе поддерживается развитие патронатного воспитания (14% детей, находящихся на патронатном воспитании в Москве, – в ЗАО). В марте 2005 года впервые была проведена коллегия Западного окружного управления образования на базе школы-интерната №8, созданы и очень активно работают две уполномоченные службы по передаче детей на патронатное воспитание. В детском доме №2 организован клуб приемных родителей «Моя семья». В вопросах патронатного воспитания, по счастью, мы находим поддержку и взаимопонимание с представителями исполнительной власти. Нужно отметить, что нам повезло как бы дважды. Во-первых, на протяжении нескольких лет сохраняется стабильность кадрового состава людей, занимающихся данными вопросами в префектуре и муниципалитетах, во-вторых (и в главных!), многие из этих людей вышли из нашей системы – в прошлом это и педагоги, и руководители образовательных учреждений.

Нашими социальными партнерами стали городские, окружные, районные СМИ, кабельное телевидение. Сделаны первые шаги по привлечению церкви как социального института и социального партнера в воспитании и социализации сирот. Здесь не нужно, на наш взгляд, бояться расширять это сотрудничество, милосердие, помощь ближнему – одна из главных христианских заповедей. Например, не по нашей инициативе, а по инициативе прихожан храма Михаила Архангела в Тропареве организуется сбор средств в помощь детскому дому №11, одному из самых крепких наших детских домов. В магазине «Седьмой континент» в торговом комплексе «Фестиваль» стоят огромные ящики, в которые собираются средства для детей из домов ребенка, расположенных на нашей территории.

Нужно помнить всем нам, что дети-сироты, обездоленные, беспризорные дети, как и дети-инвалиды, это не только объем наших педагогических, социальных усилий и работы. Через помощь этим детям происходит нравственное оздоровление общества, мы сами в них нуждаемся, чтобы проявить милосердие, любовь, жертву, а значит, состояться как люди. Добрые дела не нужно афишировать. Но уже сегодня у нас есть примеры, когда руководители образовательных учреждений, педагоги, специалисты управления образования сами становятся опекунами и усыновителями. Этих людей может и должно быть больше.

Как предложение для городского уровня решения проблемы кажется уместным обратиться к правительству Москвы – разместить в городе на больших щитах, в метро социальную рекламу-обращение к московской семье по усыновлению и патронатному воспитанию детей, мы готовы в своих образовательных учреждениях организовать конкурс на проект этой социальной рекламы. Именно эти тексты и фотографии ждущих родителей сирот должны встречать москвича, а не призыв: «Бери от жизни все». Кстати, у нас в округе уже есть плакаты, которые размещены во всех образовательных учреждениях и в торговых точках, в органах, которые так или иначе работают по защите прав детей. Это, в частности, наш плакат, который называется «Возьмите нас! Хотя бы в гости!». В округе издано большое количество литературы в помощь патронатному воспитателю, в помощь выпускнику сиротского учреждения. Телевидение, хотя бы столичное, должно постоянно показывать документальные фильмы о жизни детей-сирот, телефоны служб для усыновителей и возможных патронатных воспитателей. Люди отзывчивы, нужно только напомнить им об этом. При всей видимости сытости и благополучия столицы сейчас время социального бедствия, и меры должны быть адекватными. Полагаю, мы все разделяем позицию уполномоченного по правам ребенка, выраженную в его докладе: если для ребенка сделано не все, значит, для него не сделано ничего.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту