Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Люди начали свободно дышать. Тема «Предпосылки реформ 1860-х – 1870-х гг.» Старшие классы

Учительская газета, №42 от 18 октября 2005. Читать номер
Автор:

Великие реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Цели: подвести учащихся к пониманию экономических, социальных, политических и духовных предпосылок реформ 60-70-х гг.

Формирование умений: работать с хронологией, соотносить даты событий отечественной истории с тем или иным веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России ХIХ в.; работать с историческими источниками России ХIХ в.; сравнивать свидетельства разных источников (о событии, человеке, памятнике культуры), показывать, чем они отличаются; описывать (реконструировать) исторические события, памятники культуры; рассказывать (устно) о важнейших событиях отечественной истории ХIХ в., их участниках, показывая знание соответствующих дат и фактов, умение пользоваться историческими терминами.

Основные понятия: самодержавие, реформа.

Этапы урока

Актуализация знаний

1) по всеобщей истории XIX века (8-й класс)

Что такое реформа? Каково место реформ в истории стран Европы, США, Японии ХIХ века? Назовите важнейшие реформы, их цели и результаты.

2) по истории России (8-й класс)

Назовите российские реформы, проходившие в ХVIII веке. Кто их проводил? Какова была их цель и результаты.

3) по истории России (8-й класс)

Назовите российские реформы, проходившие в первой половине ХIХ века. Какова была их цель и результаты. Назовите имена реформаторов.

Постановка проблемы

После Крымской войны в России началась эпоха великих реформ. Каковы были экономические, социальные, политические и духовные предпосылки реформ 60-70-х гг.? На уроке рассматривается прежде всего проблема крепостного права. Анализируются термины «падение» как спонтанный, стихийный, самопроизвольный процесс, шедший снизу, и «отмена» как процесс подготовленный, стимулированный сверху.

Исследование вопроса

Предпосылки великих реформ

Каковы предпосылки реформ 60-х-70-х гг. ХIХ века? Обстановка в стране после окончания Крымской войны. Император Александр II. Какова связь поражения в Крымской войне с реформами в России?

А. Война создала экономические предпосылки реформ: показала растущую отсталость от стран Запада. Главным тормозом на пути развития России стало крепостное право. Вспомним, что важнейшим тормозом на пути капиталистического развития России, промышленного переворота, была нерешенность крестьянского вопроса, непроведение аграрного переворота.

В середине ХIХ века подавляющее большинство населения России было занято в сельском хозяйстве. В это время вывоз на мировой рынок хлеба из Северной Америки почти в 4 раза превышал российский. Для того чтобы удержать свои позиции перед наступлением американского фермера, Россия должна была увеличивать объем производства хлеба, прежде всего ржи, которая не пользовалась большим спросом за границей. «Соревнование» с Америкой подрывало барщинное хозяйство, так как уже было невозможно до бесконечности усиливать эксплуатацию крестьян, расширять посевные площади. В поисках выхода из кризиса некоторые помещики пытались вводить новую технику, новую сельскохозяйственную технологию, однако в условиях крепостного права успеха добиться они не могли.

В 1860-х гг. Россия имела уже более 8 тысяч верст шоссейных дорог. В 1861 году страну пересекали около 1,5 тысяч верст железных дорог. В 1850-х гг. производительность труда на российских предприятиях выросла в 3 раза. Происходило это прежде всего за счет вытеснения крепостнической мануфактуры вольнонаемной, развития капиталистической фабрики. Однако еще очень большая доля тяжелой промышленности России находилась на стадии мануфактуры, основанной на малоэффективном крепостном труде. Так, на заводах Урала владелец предприятия был одновременно и хозяином земли, и поэтому имел возможность пользоваться не только новыми методами эксплуатации, но и применять отработки как настоящий крепостник.

Что значило для России ХIХ века решить «крестьянский вопрос»?

во-первых, отменить крепостное право;

во-вторых, ликвидировать крестьянскую общину;

в третьих, уничтожить крупное феодальное помещичье землевладение.

Прослеживается связь явлений.

Крепостная зависимость крестьян от помещиков:

Наемный труд не мог получить широкого распространения. Слабое проникновение капиталистических отношений в деревне. Низкая покупательная способность населения.

Все это томорзило развитие промышленности, сдреживало рост производительности труда на селе, сдерживало внутренний рынок.

Поэтому реформы стали условием сохранения экономической независимости, дальнейшего эффективного развития страны.

Какова связь между поражением России в Крымской войне и тем, что выплавка чугуна в России была почти в 9 раз ниже чем в Англии?

Война создала политические предпосылки реформ, выявив угрозу превращения России в третьесортную державу, на которую могут покуситься более мощные государства. Отсюда реформы стали условием сохранения политической независимости.

Сложились и социальные предпосылки. В 1856-1857 г. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения, и до крестьянской реформы 1861 г. их количество ежегодно возрастало: 1857 г. – 192 выступления; 1858 г. – 528 выступлений; 1859 г. – 938 выступлений.

Отсюда и известные слова царя: «…Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само начнет отменяться снизу» (из речи март 1856 г.), и мнение крупнейшего либерального деятеля Кавелина: «… Народ сильно тяготится крепостной зависимостью, и при неблагоприятных обстоятельствах из этого раздражения может вспыхнуть и разгореться пожар, которого последствия трудно предвидеть» (из записки об освобождении крестьян, 1855 г.).

Духовной предпосылкой реформ стало понимание обществом безнравственности рабства крестьян – крепостного права, сохраненного в России наряду с самыми отсталыми странами. Это понимание было подготовлено распространением среди просвещенного общества идеалов свободы, равенства, справедливости – важнейших ценностей культуры Запада, ставшими близкими многим дворянам, а позже и разночинцам первой половины ХIХ века.

Александр Николаевич стал царем, уже сложившимся человеком. Не был ни либералом, ни реформатором. В окружении царя считали «с винегретом в мыслях и чувствах». На основе материалов учебника и рабочей тетради анализируется личность монарха, его политические настроения, его воспитатели – крупнейшие теоретики русского либерализма Кавелин и Чичерин.

Не имея программы деятельности, он сумел осознать необходимость реформ. Уже в первый, 1856 год, его правления были:

отменены «стеснения» университетов;

уничтожены военные поселения;

разрешена свободная выдача заграничных паспортов;

ослаблен цензурный гнет;

сокращена армия;

крестьянам прощены недоимки;

амнистированы декабристы, петрашевцы, участники польского восстания.

Уже эти меры показали, что правление будет отличаться от отцовского, что развиваться будет в направлении либерализации общества.

Большое влияние на правление Александра II имело его окружение.

Русские цари воспитывались с убеждением, что они должны передать наследнику хозяйство в целости и сохранности. В то же время русские цари давали образец (эталон) поведения высшему обществу. В большой семье Романовых были люди, стоявшие далеко от трона и потому не претендовавшие на него, которые имели большое влияние на политику страны. При Александре II – это его брат, великий князь Константин Михайлович («соратник и соперник»), и великая княгиня Елена Павловна.

Члены царской семьи, понимавшие необходимость коренных изменений в стране и подталкивавшие императора к решительным шагам. Великий князь Константин Николаевич, брат Александра II, «вождь» русского флота, пожертвовавший значительную часть своего личного состояния на обновление российского флота (на его средства было построено 60 канонерских лодок, тогда как до этого Россия не имела ни одной), внесший либеральный дух в Морское министерство, и новое отношение к рядовому составу кораблей, возглавлявший Русское географическое общество, объединявшее лучшие интеллектуальные силы России, был одним из реформаторов того времени. Великая княгиня Елена Павловна (принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртемберг-Штутгартская), тетка императора, родившаяся в Париже, всегда чему-то училась (Николай I называл ее «ученым нашей семьи») и успела много сделать для России. В ее кружок входили почти все будущие реформаторы. Она стояла у истоков русского Красного Креста, создала русское музыкальное общество, выхлопотала у Николая I командировку в Севастополь для знаменитого хирурга Пирогова, создала отряды сестер милосердия, работавшие в Крыму, дала деньги для перевозки в Россию картины А.Иванова «Явление Христа народу», помогала братьям Рубинштейнам в открытии консерватории, создала ряд медицинских учреждений. Именно она поддержала либералов-реформаторов в их начинаниях по подготовке и проведению Великих реформ, создала модель будущей крестьянской реформы, проведя мини-отмену крепостного права в своем поместье «Карловка» Полтавской губернии.

Вспомним первый опыт отмены крепостного права, проведенный Еленой Павловной в своих землях Полтавской губернии, что, вероятно, стало одним из доказательств, повлиявших на решение царя пойти на отмену крепостного права.

Подготовка реформ

Как можно было решать крестьянский вопрос? В ХIХ веке были возможны следующие политические действия:

Для правительства:

1) освободить крестьян «сверху» (реформа);

2) как можно дольше оттягивать момент освобождения крестьян, стараться не допустить никаких изменений.

* Для передового общества:

1) последовательно работать над «прививанием» правовых норм, свобод к «древу самодержавия»;

2) радикально дестабилизировать режим («чем хуже, тем лучше»), вызвать революцию.

В 1856 г., первом году царствования Александра II, ощущались близкие перемены. «Люди начинают свободно дышать … Окоченение начинает падать … весенним запахом свободно дышала Россия в этом году» (князь Оболенский), «… кто не жил в 1856 г. в России, тот не знает, что такое жизнь» (Л.Толстой). Вернувшийся в это время из ссылки в Москву Салтыков-Щедрин поразился, как смело люди говорили и в кабаках, и в салонах. Ключевский констатировал: «Севастополь ударил по застоявшимся умам».

С другой стороны, возникло и понимание того, что эти перемены нужны. «Мы стоим на краю пропасти» (Б.Н.Чичерин).

Какая же сила явилась главной пружиной реформ? Несмотря на подталкивание реформ со стороны революционеров-демократов («Полярная звезда», «Колокол» А.Герцена и Н.Огарева), требовавших решительно и быстро разрешить крестьянский вопрос, крестьянского движения, нараставшее с каждым годом, важнейшим двигателем реформ стало царское правительство, реформаторская бюрократия, «верхи». Правительство Александра II, где большинство составляли реформаторы-либералы, вслед за К.Д. Кавелиным считало, что крепостное право – главный узел, в котором сплелось опутавшее Россию зло, надо не разрубить, а развязать, то есть решать вопрос не сплеча, революционно, а постепенно, мирно, эволюционно, путем реформ.

В 40-е – 50-е годы в среде столичного чиновничества (в Министерстве внутренних дел, юстиции и государственных имуществ) появилась группа чиновников «нового типа», высокообразованных и прогрессивных, которые добились серьезного влияния на правительство в целом. Консолидация прогрессивной бюрократии шла в Москве и Петербурге, Русском географическом обществе, кружке «константиновцев», группировавшихся в Морском министерстве вокруг вел. кн. Константина Николаевича, салоне вел. кн. Елены Павловны.

Чиновники, принимавшие участие в подготовке и проведении реформ, были людьми сравнительно молодыми, принадлежащими к элите столичной бюрократии, получившие образование в Училище правоведения, Царскосельском лицее и в университетах. К 50-м годам юристы заняли стратегические посты в правительственном аппарате, позволившие им составлять проекты реформ. А покровительство некоторых членов императорской семьи помогло им продвигать свои проекты через бюрократические лабиринты. Связанные узами личной дружбы и годами совместной учебы и службы, движимые как благородными идеалами, так и честолюбием, эти люди ощущали свою принадлежность к группе избранных, призванных осуществить некую миссию во имя торжества законности и правопорядка в России. Они воспринимали «законность» как противоположное «произволу», характерному для тогдашней России, понятие. Н.Милютин писал о петербургском высшем чиновничестве: «Здесь я нашел поразительное явление: стремление к преобразованиям, к изобретению чего-то нового обуяло всех и каждого; хотят, чтобы все прежнее ломали тут же, прежде чем обдумано новое».

Для подготовки реформ были созданы «редакционные комиссии». Впервые в истории русских реформ это были специальные органы, в которые вошли авторитетные люди, компетентные, профессионально подготовленные люди (Н.А.Милютин, Я.П.Ростовцев, П.П.Семенов-Тян-Шанский, Ю.Ф.Самарин, Д.А.Милютин, М.А.Корф и др.), представлявшие разные политические направления (бывшие декабристы и петрашевцы, западники и славянофилы, либералы и реакционеры), но в большинстве были либералы, верившие в прогресс, законность, гласность в управлении, ставившие интересы государства выше всего. Заседания проходили чаще всего в Меншиковском дворце Санкт-Петербурга, но бывало и на квартирах, даче Ростовцева, летом – в палатках; за чашкой чая или бокалом шампанского (если у кого были именины), не в форменной одежде. Для работы «редакционных комиссий» были характерны новые для России принципы работы:

открытость, гласность;

опоры на зарубежный опыт проведения реформ;

оперативность;

научный подход, использование достижений современной экономической науки, статистики, правоведения и пр.;

использование базы собранного статистического материала и опыта преобразований на русской почве;

использовали русскую печать (в том числе у шефа жандармов брали публикации «Колокола»).

Была определена цель. Начальная: освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости. Конечная: превращение бывших крепостных крестьян в собственников своих наделов, приобщение крестьян к гражданской жизни. Средство – мирный путь без революционных потрясений.

Дискуссионным стал вопрос об общине. Большинство было против нее. Но решили общину сохранить, так как боялись пролетаризации крестьянства, как это случилось в Европе. Кроме того, община выполняла, по мнению членов комиссий, важные функции: раздел и передел земли; расклад повинностей (государству, помещику), общинное самоуправление (мирской сход, мирской староста). Почему еще побоялись ликвидировать общину в 60-е годы? Вспомним идеи народников, их веру в особое предназначение общины.

Обобщение и подведение итогов

Реформы в России середины ХIХ века были объективно необходимыми. Только они могли сократить отсталость России от передовых стран. Общество созрело для реформ не «снизу» (путем революции), а «сверху» (путем правительственных реформ). В начале ХIХ в. при Александре I во главе русского общества стояло дворянство, при Александре II – реформаторская бюрократия. Она и пошла на проведение либеральных реформ. Это был шаг к европеизации России.

Елена ЗАХАРОВА, кандидат исторических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту