Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
До и после уроков

Любви к театру все возрасты покорны

Новый театральный сезон и новый учебный год открылись в один день
Учительская газета, №43 от 22 октября 2019. Читать номер
Автор:

В День знаний уже по традиции 47‑я екатеринбургская гимназия собирается своим немалым учительско-ученическим коллективом на праздник на площадке перед Театром юного зрителя. Здесь проходит школьная линейка, здесь звучит колокольчик как первый звонок для первоклашек. Затем все дружно идут на спектакль, в нынешнем году это была постановка чудесной и поучительной истории Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени». Учебный год начинается с приобщения к театральному искусству. Екатеринбург – один из самых театральных городов России. Система образования активно использует этот воспитательный и образовательный ресурс. Особые возможности в этом плане у Театра юного зрителя, одного из старейших в стране (стартовал его 90‑й сезон). День знаний, День учителя здесь отмечаются как «свои» праздники. Связь укрепилась, когда три года назад директором ТЮЗа стала Евгения УМНИКОВА, которая больше десяти лет возглавляла Управление образования города Екатеринбурга. Ее потенциал и опыт прежней деятельности выгодно соединились с призванием ТЮЗа. С Евгенией Леонидовной наш разговор о том, как построено взаимодействие театра и школы.

С детства и на всю жизнь
– У театра есть слоган: «С детства и на всю жизнь». С какого возраста вы приглашаете детишек в ТЮЗ?
– Новогодние представления могут быть и для самых маленьких, а первые осознанные зрители, которых мы ждем, – это пяти- и шестилетки. Для них есть и «Кот в сапогах», и «По щучьему велению», и «Бременские музыканты» с узнаваемой каждым ребенком музыкой. Бывает, приходят мамы с детишками предшкольного возраста, а на руках двухгодовалые малыши – вот первое приобщение к театру.
– Что дает театр маленькому ребенку?
– Он видит, что мир разнообразен, в нем есть не только что-то сугубо конкретное, но и условность, образы, метафоры. Происходит включение в чужую историю. Ребенок начинает сопереживать, сочувствовать, содействовать. Я бы назвала это культурной прививкой. Есть вещи, мимо которых человек может пройти, если не встретился с ними в детстве. Например, привычка слушать концертную классическую музыку для наслаждения может быть сформирована только в детстве. Так и понимание театра как культурной институции.
– Пройдем дальше по ступеням взросления. Переходный возраст: что театр предлагает детям около 10 лет?
– Премьера сезона – спектакль «Тимур и его команда». Когда возникла идея постановки, молодой московский режиссер Павел Пронин захотел проверить, насколько произведение Аркадия Гайдара актуально сегодня. Как можно это сделать? Конечно, прийти в школы. Были выбраны три школы, классы в разных параллелях. Ребятам предложили заранее прочитать текст, затем состоялся разговор. Школьники сказали однозначно: тема интересная. Поднимаются такие вопросы, как товарищество, социализация, как правильно жить – в коллективе или проще и легче быть индивидуалистом…
Общение школ и театра имело продолжение. Тимуровское движение – по сути современное волонтерство. Возникла мысль о конкурсе волонтерских проектов среди учебных заведений, которые участвовали в предварительном обсуждении. Школа №75 стала победителем. Ее ученики были приглашены на сдачу спектакля и дальнейшее обсуждение – интересно было услышать мнение о результате от тех, кто участвовал еще в старте проекта.
– Одна из самых сложных аудиторий – подростки, примерно с 13 до 16 лет. Уже не дети, еще не взрослые… Как ставить спектакль для недоверчивых, все подвергающих сомнению зрителей?
– Согласна, немногие режиссеры готовы рисковать. Хорошо, что у нас такие есть. Художественный руководитель театра Григорий Лифанов поставил спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова. Удачным оказалось нехрестоматийное, но бережное прочтение «Евгения Онегина» (автор идеи и постановщик Ксения Кузнецова). После нового года Елена Невежина приступает к работе над спектаклем «Собачье сердце».
О многих постановках трудно сказать, для кого они, для детей или для взрослых. Вот, например, «Щелкунчик» по сказке Иоганна Гофмана. Возрастной ценз 8+. Некоторые мамы, которые привели детей, говорили: «Мы пережили на спектакле сильнейшие эмоции, вспомнили свои мечты о любви».

Театр идет в школу, а школа – в театр
Театр юного зрителя – один из самых успешных театральных коллективов на Среднем Урале. Существует такой театральный показатель – заполняемость зала, он считается одним из основных маркеров востребованности и зрительской любви. ТЮЗ стабильно в тройке лидеров, почти наравне с таким культурным гигантом, как Екатеринбургский театр оперы и балета. Более 90 процентов мест заняты всегда.
Содержательная база успеха, конечно, в репертуаре, который отвечает интересам самой разной возрастной аудитории. Есть и организационная база – выстроенная и постоянно развивающаяся система взаимодействия театра с образовательными учреждениями.
Несколько лет назад в здании Екатеринбургского ТЮЗа был проведен капитальный ремонт. На это время, около двух лет, театр перебрался на другие площадки, можно сказать, сцена ТЮЗа переехала в школы. Было создано несколько спектаклей, премьеры которых состоялись в школьных актовых залах.
– А что сейчас?
– Вернувшись на собственную обновленную сцену, театр не забыл школьную, так выручившую коллектив. Создаем спектакли небольшого формата, чтобы их было удобно перевозить, по программе предмета «Литература».
Школьники вовлекаются иногда и в процесс создания спектаклей на большой сцене. Например, при постановке «Щелкунчика» мы обратились в художественную школу с предложением провести конкурс иллюстраций к произведению Гофмана. В театральном фойе была организована выставка, а часть работ вошла в спектакль в качестве декораций. Когда Машенька мечтает, сидя на качелях, за ее спиной появляются сказочные города, необычные реки, загадочные замки. Молодые художники получили благодарственные письма, они упомянуты и в театральной программке.
Превью, предпоказы, на которые собирается целевая аудитория, стали нормой жизни театра. На предварительный показ премьеры прошлого сезона «730 шагов» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» были приглашены школьники, студенты, преподаватели. Почти три часа сценического действия, а затем обсуждение, которое получилось горячим и полезным. Режиссер Григорий Лифанов искал варианты, как сделать постановку более компактной, может, стоит сократить какие-то эпизоды. Услышал в ответ эмоциональную оценку старшеклассницы: «Ну что вы, ничего убирать не нужно. Я очень люблю Достоевского, хорошо его знаю: для меня этот спектакль – совершенство!»
После «Вишневого сада» устроили разговор «Актуален ли Чехов сегодня?». Ребята так увлеклись, что потом создали несколько видеороликов на данную тему, мы их теперь показываем в антрактах.
– Чтобы в театр пришли дети, нужно привлечь тех взрослых, которые являются их наставниками. Как строится общение с педагогами?
– Начинаем с большой конференции в рамках августовского педсовета, которая проходит в ТЮЗе. Проводим целевые показы для учителей, в основном преподавателей гуманитарного цикла. Так, они посмотрели «Стеклянный зверинец», «730 шагов». В прошлом сезоне начал действовать Театральный клуб молодого педагога. Вместе с коллегами из школ на базе театра провели презентацию программы повышения квалификации учителей по теме «Театральная педагогика как средство создания развивающей театральной среды».
Я нашими педагогами восхищаюсь. Например, Татьяна Делеровна Кочубей из гимназии №2 наш давний друг и партнер. Ведь чтобы провести обсуждение спектакля, требуется большая предварительная работа.
– Что театр делает для родителей?
– Мы опробовали такой формат, как семейный просмотр с последующим обсуждением спектаклей. Вот как это происходит. Дети и родители из гимназии №108 пришли на спектакль «Матрос Чижик». После его окончания для ребят была организована прогулка по парку, с которым граничит ТЮЗ, а взрослые зрители остались в зале и делились друг с другом, а также с профессиональными психологами мыслями и чувствами, которые вызвала постановка. Речь идет о конфликте восприятия мира между мамой и сыном. Тема-то волнующая! Родительский диктат, заботы, которые сводятся лишь к вопросам «Что ты ел?» и «Сделал ли домашнее задание?». Отдаление детей, все больше времени проводящих вне дома. Опыт оказался интересным, востребованным.
– До детских садов театр еще не добрался?
– Не поверите, но процесс уже начался. Пока ограничиваемся экскурсиями по театру, но ищем и другие формы контакта. Есть еще одна перспективнейшая аудитория, в другом возрастном направлении, 16+, это студенты колледжей. Нам есть что им показать!
– Евгения Леонидовна, провокационный вопрос: что первично в связке «театр и школа»?

– Покаюсь. Когда я являлась руководителем в системе образования, не до конца понимала значение театра именно для образования. Если же сейчас меня спросят, что лучше – традиционный урок литературы или спектакль по произведению, – отвечу: конечно, эффективнее театр. То эмоциональное восприятие, которое возникает в зале, когда гаснет свет, начинает звучать музыка, раздаются первые слова артистов, оставляет такой след, что у ребенка появляется желание читать! А чтение – основа образования. Только тот, кто полюбил читать, способен полюбить процесс образования и самообразования.
Екатеринбург

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt