search
main
0

Любознательность и логическое мышление

Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

 Адольф Дистервег

 

Цифровизация современного общества, переход реальной жизни в онлайн-формат создают условия нехватки времени на живое общение. И школа становится связующим звеном между родителями и детьми, сверстниками, членами одного коллектива. Решение этого вопроса лежит в плоскости поиска новаторских идей и реализации в педагогической практике.

 

Педагог-новатор – это человек, который не боится реализовывать безумные идеи и методики для поддержания интереса у детей к обучению, основанные на новых концепциях преподавания, на гуманном подходе к детям и необходимости общаться с ними на равных, а не свысока. Благодаря такому подходу в науке будут появляться новые имена. Новые методики неразрывно связаны с новыми стандартами в образовательном процессе. Конкретизация требований к участникам образовательного процесса стала фундаментом ФГОС третьего поколения. Действующие стандарты развивали личность, но никто не отменял ЕГЭ с прописанными четкими требованиями к знаниям и умениям выпускника старшей школы, к которому учащиеся подходили с дифференцированными знаниями по определенному предмету. Во ФГОС третьего поколения внесены основные изменения, касающиеся тем, которые обучающиеся осваивают в определенный год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами, что допускалось ранее. Появились контрольные точки с четкими результатами. Прописаны форматы работ по каждому предмету, служащие развитию метапредметных и личностных навыков. Особое внимание уделено лабораторным и практическим работам, которые подготавливают ребенка к исследовательской и научно-практической деятельности в будущем. Применение своих умений в повседневной жизни улучшает социализацию ребенка, развивает любознательность и логическое мышление. Такие предметы, как химия и биология, имеют непосредственное соприкосновение с проведением практических занятий и экспериментов, осуществляемых на уроке после самостоятельной подготовки дома, что может обеспечить реализацию дидактических принципов системно-деятельностного подхода: получение учеником знаний путем исследований, основанных на различных формах учебной деятельности, а также непрерывности, преемственности и целостности этапов обучения. Это легло в основу цикла, в котором проектируется не отдельный урок, а целостный сценарий темы «От теории к практике».

Сценарий темы был реализован на уроках «Основы исследовательской деятельности» в параллели 7‑х классов с целью развития исследовательских компетенций у детей.

На каждом уроке были разработаны практические занятия, в ходе которых детям каждый раз приходилось решать новые задачи.

Урок 1. Физические явления. Физические способы очистки поваренной соли.

Урок 2‑3. Химические явления. Спиртовое брожение. Строение и жизнедеятельность дрожжей.

Урок 4‑5. Стандартизация. ГОСТ. Органолептический анализ. Изучение плесневых грибов.

Урок 6‑7. Красители. Природные индикаторы. Метод хроматографии. Разделение растительных пигментов.

Урок 8‑9. Вода. Строение молекулы воды. Химические свойства воды.

Так, например, в рамках изучения первоначальных химических понятий для проведения безопасного химического эксперимента был взят объект реального окружения – дрожжи, которые активно поднимают тесто. На уроках биологической направленности в основу легло исследование «Строение и жизнедеятельность дрожжей». Непрерывность формирования навыков исследовательской деятельности обеспечивается выполнением домашнего задания. Ученикам предлагается самостоятельно сделать закваску и испечь хлеб, который в свою очередь станет объектом познания системного представления о мире.

Технология самостоятельной работы включает в себя несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (происходит на уроке при выдаче и объяснении домашнего задания), рефлексивный (организуется совместно с учащимися непосредственно на практическом занятии), аналитический. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности и созданию информационно-познавательной среды. Необходимо создать условия, при которых ученики анализируют проблемную ситуацию, при этом степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания.

Симбиоз «учитель – ученик» дополняется взаимодействием с родителями, что обеспечивает психологическую комфортность образовательного процесса при возникновении трудностей при выполнении домашнего эксперимента. В рамках самостоятельной работы дома очень важна поддержка родителей, совместная деятельность детей и родителей приносит взаимное удовлетворение, создает атмосферу свободного общения, побуждая к диалогу и сотрудничеству. Создание единого информационного канала в Telegram для общения педагогов, учеников, родителей позволяет эффективно решать поставленные задачи. Данный ресурс содержит информацию о проведенных мероприятиях, дает анонс о предстоящем исследовании или проекте, которые необходимо реализовать дома или на последующих уроках, мотивирует нестандартными задачами и вопросами. Мы стали размещать там фрагменты уроков с экспериментами, внеурочные мероприятия с классом в рамках изучения биологических дисциплин, публиковать результаты и разные стадии исследований. Там же давали информацию о предстоящих домашних исследованиях, которые необходимо было провести детям.

В школе изучали процесс дрожжевого брожения, дома пекли колобки. Каждый следующий урок давал новые идеи, проблемы. Исследовали свой хлеб по органолептическим параметрам: цвет, вкус, запах, влажность, вязкость теста. А можно ли раскрасить колобки? Соответственно, встал вопрос подбора безопасных красителей. Исследовали натуральные объекты, которые могут использоваться в качестве красителей, сравнивали с искусственными. В рамках изучения красителей и их действия на живые организмы была организована прямая трансляция с кандидатом медицинских наук врачом-аллергологом. Ребята имели возможность задать интересующие их вопросы, услышать квалифицированные ответы.

Создание сценария темы обеспечивает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. Для того чтобы помочь каждому учащемуся выйти на максимально возможный для него уровень учебной исследовательской деятельности, необходимо сочетание исследовательской деятельности на уроке и во внеурочных формах обучения, задания должны быть снабжены четкими инструкциями по их выполнению.

Системность в преподавании, а также продолжение реализации практико-ориентированного подхода на уроках дадут высокие результаты для формирования мягких навыков у школьников.

И еще. Главным в любой методической работе являются гуманность, детоцентричность и безграничная любовь к детям, желание и смелость реализовывать свои идеи. Несомненно, ни один проект не будет доведен до совершенства без поддержки единомышленников.

 

Галина ИВАНОВАучитель биологии школы 2114;

Татьяна БИБОЕВАучитель химии школы №2114

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте