В Алтайском крае президентские премии в размере 100 тысяч рублей получат 204 педагога. Среди них – учитель Баевской средней школы Любовь ЛОТАРЕВА. Ее победа в конкурсе для профсоюза имеет особое значение. Любовь Александровна не только преподает математику баевским школярам, но и 11 лет возглавляет районную профсоюзную организацию.
Кандидатуру учителя на получение гранта выдвинул сам педагогический коллектив, причем единодушно. Мы приехали в школу поговорить с коллегами Любови Александровны о причинах, побудивших их принять такое решение. Из баевских учителей не пришлось вытягивать какие-то фразы. Напротив, они с искренней радостью говорили о том, какой удивительный человек работает рядом с ними.
– Педагогический стаж Любови Александровны – 20 лет, и все эти годы она работала только в нашей школе, – рассказывает Надежда ШАЙДУРОВА, руководитель районного методобъединения учителей математики. – Я помню, как она приехала сюда совсем юной девушкой, только что окончившей институт. Сейчас это специалист-профессионал, обладающий очень высоким авторитетом. Она знает математику не только в рамках школьного курса, но и глубоко владеет материалом, который необходим детям для дальнейшего обучения в вузах. Все эти знания Любовь Александровна доносит до своих учеников на факультативных и групповых занятиях. Не случайно ее воспитанники занимают призовые места на районных и краевых олимпиадах. Любовь Александровна не теряет контакта и со своими бывшими учениками. Причем это касается не только тех ребят, которые хорошо учились и теперь имеют какие-то достижения. Особенно переживает она за тех детей, которые обделены вниманием в своих семьях, которым очень трудно найти свою дорогу в жизни. Она старается им помогать, причем поддерживает их не только морально, но и материально.
– Когда я пришла работать в Баевскую школу 16 лет назад, Любовь Александровна предстала передо мной как коллега, молодой специалист. Всегда от нее исходили внимание и поддержка, – говорит Инна КЛИМОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и учитель иностранного языка. – Мы с ней ведем разные предметы, но работали в одной параллели как классные руководители, и я до сих пор с удовольствием вспоминаю то время. Совместно мы проводили всевозможные вечера, конкурсы, и это было интересно, задорно, весело! Любовь Александровна – неисправимый оптимист, и какая бы сложная ситуация не возникала, именно с таким настроем проходит она все жизненные этапы. И этому можно только по-доброму позавидовать. Такое впечатление, что все 24 часа в сутки Любовь Александровна отдает школе, а ведь это очень сложно.
– Счастлив тот родитель, чей ребенок попадает в класс к Любови Александровне, и это не преувеличение! – считает Галина ФОМИНА, зам. директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы. – Ведь классного руководителя часто называют второй мамой. А Лотарева для некоторых детей делает столько, сколько не делают даже родители. Я рада, что у одного из моих детей «классной мамой» была именно она. Она видит внутренний потенциал ребенка, который мы, родители, порой не замечаем.
У Любови Александровны есть чутье на талантливых детей, причем это касается не только математических способностей. Например, в моем сыне Вадиме она увидела еще и артистические задатки. Имевшийся у него небольшой дефект речи сумела превратить в его плюс, в некую изюминку, и результаты были оценены не только в нашей школе: в техническом университете он стал активным КВНщиком, а после окончания этого вуза его пригласили учиться на театральный факультет института культуры.
Основной костяк «Юности», нашей школьной организации старшеклассников, состоит именно из учеников Любови Лотаревой: ее класс самый активный. Сама Любовь Александровна – очень творческий человек: пишет стихи, музыку, играет на фортепиано и гитаре, готовит сценарии к праздникам и даже ставит в школе целые музыкальные спектакли, где дети проявляют себя как артисты, а педагог – как режиссер.
– Наша Любовь Александровна – это человек, у которого на все есть время и которому до всего есть дело, – продолжает учитель русского языка и литературы Нина ДЕНИСЕНКО. – Работая с ней в одной параллели и готовя к выпуску уже третье поколение учеников, я не перестаю удивляться сочетанию в ней таких качеств, как доброта и принципиальность, огромная работоспособность и тонкий юмор. Она одновременно и большой ребенок, и умудренный жизненным опытом человек. Для нее слова «Учиться, учиться и учиться!» – это не лозунг старого времени, а актуальный девиз жизни. Приходя на уроки к Любови Александровне, я замечаю, как она растет профессионально, повышает свою квалификацию. Меняется технология, проводятся инновационные уроки. Она может даже провести урок в стихах! Общаясь с ее учениками, я понимаю, насколько они любят свою учительницу. Однажды мы на уроке разбирали типы и виды связи в словосочетаниях. Я произношу начало словосочетания и прошу ребят его продолжить. Говорю «увлечение…» – дети продолжают: «…математикой». Говорю «призвание…» – они в ответ: «…к математике».
– А мне даже удалось побыть ученицей Любови Александровны! – говорит Елена УДАРЦЕВА, зам. директора, учитель иностранного языка. – В старших классах она вела у нас уроки информатики и вычислительной техники. Тогда еще в школе не было ни одного компьютера, и объяснять, что же это такое, ей приходилось буквально на пальцах… Ее уроки действительно отличались особой непринужденностью. Иногда идешь на урок с каким-то страхом, с опаской: что, мол, там меня ждет? А к Любови Александровне мы всегда шли спокойно и даже ждали какой-то радости, удовольствия от общения с ней.
Возникает вопрос: а являются ли такие педагоги, как Лотарева, типичными сельскими учителями? Или же эти люди – некие уникумы, равняться на которых прочим педагогам трудно? Об этом мы спросили у директора школы Раисы Матвеевны ДЕГТЯРЕВОЙ:
– В нашей школе 408 учеников, с ними работает 41 учитель. Кто бы ни приезжал к нам в Баево, все отмечают: «А ваши учителя ничем не уступают городским». Считаю, что и в сельской школе каждый учитель может совершенствовать себя, хотя это и требует больших усилий. Среди наших педагогов есть еще немало людей, достойных быть кандидатами на грант. Я думаю, что до них обязательно дойдет очередь. Но когда в этом году впервые речь пошла о ходатайстве в отношении этой премии, мы выбрали именно Любовь Александровну. Мнение коллектива было единодушным. Причем самой Лотаревой на том собрании не было – уже потом мы ее поставили перед фактом…
Энергии и сил учителя хватает еще и на большую общественную работу: 11 лет Любовь Александровна возглавляет Баевскую районную организацию Профсоюза работников народного образования и науки. «Работа Лотаревой как профсоюзного лидера очень результативна: если она берется за какое-то дело, то всегда доводит его до конца, – так отзываются о ней коллеги. – В районе ею наработана значительная судебная практика, например, по защите права педагогов на досрочную пенсию. Райком профсоюза следит за тем, чтобы не уменьшался надтарифный фонд в школах, откуда идут стимулирующие надбавки учителям. Любовь Александровна разбирается в законодательстве, знает многие юридические тонкости и может решать вопросы самостоятельно, даже не обращаясь за помощью к юристам из крайкома профсоюза».
Среди последних общественных наград Лотаревой – Почетная грамота ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ и юбилейная медаль ФНПР «100 лет профсоюзам России». Любовь Александровна смело берется за решение сложных вопросов, не жалея для этого ни сил, ни времени. «Если мне нужно что-то решить в пользу учителя, я прекрасно знаю, что за мной стоит огромная профсоюзная организация, – говорит Любовь Лотарева. – В краевом комитете работают замечательные специалисты. Они нас, председателей райкомов, терпеливо учат и консультируют. Один в поле не воин, а когда есть столь мощная поддержка профессионалов – это просто замечательно».
Сейчас Любовь Александровна ведет уроки только в 10-х классах – своем и параллельном. Утверждает, что большей нагрузки не потянет из-за здоровья, с которым, увы, проблемы. В параллели работать легче: можно больше времени и внимания уделять именно тому, чтобы провести урок интереснее.
Любовь Александровна имеет хорошие наработки в системе активных форм и методов обучения: ученикам она часто предлагает делать не обычные домашние задания, а творческие, и защищать такие работы в классе. Групповые формы работы, дидактические игры, использование опорных схем, таблиц, карточек, графиков дают возможность детям получать глубокие и прочные знания по математике.
Лотарева ведет и большую внеклассную работу по предмету: это и факультатив для 10-х классов, и вечера, посвященные истории математики. С большой отдачей проходят уроки-игры и уроки-соревнования: дети творчески подходят к выполнению заданий, становятся более активными и самостоятельными. «Успокоиться на достигнутом, перестать развиваться – это самое страшное, что может произойти с учителем, – утверждает Любовь Александровна. – Да, трудно поднимать планку все выше и выше – постоянно придумывать что-то новое, постоянно удивлять учеников. Но они обязательно это оценят, и будет отдача: как в плане знаний, так и в плане положительных эмоций».
Своим опытом и наработками Любовь Александровна охотно делиться с другими – проводит семинары, выступает на конференциях, ее работы публикуются в педагогических изданиях.
С учениками и их родителями у классного руководителя полное взаимопонимание. Родительские собрания Любовь Александровна проводит в различных формах – это и лекции, и анкетирование, и тестирование. Вот некоторые темы собраний для родителей учеников 9-10-х классов, проведенных учителем: «Что я знаю о своем ребенке?», «Подросток в мире вредных привычек», «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?».
Родители постоянно получают от учителя консультации о психологических проблемах, которые могут возникнуть у ребят в подростковом возрасте. Любовь Александровна разработала методику, позволяющую детям провести самооценку, а учителям и родителям – оценку потенциальных возможностей ребят с целью их дальнейшей профориентации.
Уже пять лет 10 «А» держит шефство над ветераном Великой Отечественной войны Иваном Анисимовичем Баранником и ветераном труда Зоей Михайловной Ащеуловой. Ребята приглашают своих подопечных на концерты, оказывают посильную помощь по хозяйству и на приусадебном участке, поздравляют с праздниками.
В 2003 году Любовь Александровна прочитала на классном часе газетную статью о тяжелой болезни народного артиста России Семена Фарады. Подумав, как лучше поддержать любимого актера, дети решили отправить ему посылку с письмами, смешными рисунками и небольшими сувенирами-поделками. Ответа не ждали. Но артист и его супруга завязали переписку с ребятами. А их любимой учительнице прошлым летом удалось навестить Семена Львовича лично.
…Мы пьем чай, рассматриваем многочисленные фотографии, где Любовь Александровна запечатлена вместе с учениками на различных школьных мероприятиях и в походах, слушаем музыку, беседуем. И на вопрос, что бы она хотела приобрести на 100 тысяч президентских рублей, получаем ответ, который никак не ожидали услышать:
– Есть у меня бывший ученик, за судьбой которого я и сейчас слежу, стараясь ему помочь. У парня очень неблагополучная семья. К счастью, он сам старается изо всех сил. Поступил в училище. Но материально он, пока учится, еще не обеспечен. Так вот, моя мечта – нарядить его с ног до головы в новую одежду! Это и будут мои первые покупки.
Комментарии