Автор более чем десятка поэтических сборников, редактор крупных сибирских издательств, Нелли Закусина создала еще и школу юных поэтических дарований, разыскивая таланты по самым отдаленным сельским и знаменитым городским школам. Самобытный поэт с голосом необычайной нежности и искренности, удивительный знаток Сибири, Нелли еще и талантливый педагог, и преподаватель авторского курса «Сибирская поэзия». Лауреат литературных премий, автор журналов «Байкал», «Нева», «Сибирские огни», «Знамя», «Молодая гвардия», «Москва», Нелли – любимый поэт сибирских учителей, которые и в горе, и в радости ищут поддержку в ее простых и удивительно точных строках. «У сентября спокойное лицо» – так называется один из ее сборников, ставший педагогическим кредо и сегодняшних молодых учителей. Наш разговор с Нелли Михайловной – о любви, главном источнике таланта, мужества, творчества, самой жизни.
– У нас есть общее в биографиях: влюбленность в Сибирь, взрослые дочери, внуки. Одинаковый возраст, когда не задаешься уже вопросом «Любит ли он меня так же сильно, как я его?», а бесконечно тревожишься: «Счастливы ли мои любимые?». Внуки, например. Они в возрасте Ромео, но в современных телевизионных шоу нет места бессмертной любви. Тебя это не тревожит?
– Конечно, за старшим внуком я наблюдаю с улыбкой, с любовью и… с тревогой. Она естественна. Вспоминаю наше поколение, родившееся в самый разгар Великой Отечественной. Сравниваю с образами юношей из классической литературы. И прихожу к выводу, что они в принципе сделаны как бы из одного теста. Все, как у Марка Твена, который с возрастом увидел, что его родители поумнели… Все, как у Гарина-Михайловского и в «Детстве Темы», и в «Гимназистах», и в «Студентах» отчасти. Все, как у Бунина… А то, что на экране нет места любви, – это проблема взрослых. В глубине души (знаю точно) все девчонки и мальчишки мечтают о светлом и сильном чувстве, и чтобы – навсегда. Как у Ромео и Джульетты. Не случайно же опера «Юнона и Авось» собирает аншлаг долгие годы. Я счастлива, мне дети доверяли. И не только свои (у меня две дочери), но и чужие. Я много лет работала в школах, в домах детского и юношеского творчества. Через творчество, через поэзию мы приходили к доверию… Литература и творчество – крылья, поднимающие слабую еще душу к сильной любви.
– С возрастом каждый выстраивает свой мир и свои ценности. Что для тебя любовь сегодня?
– Для меня любовь – это любовь. Все, чем бы я ни занималась, должно исполняться с любовью, с желанием.
Пока люблю – живу.
Волнуюсь, открывая,
Еще одну главу
Той книги,
Где живая
И каждая строка.
И даже запятая…
Когда-то я для себя открыла: не любишь того, чего не знаешь. Это произошло в школе. Я не очень любила математику, меня литература привлекала, живопись, музыка… А потом позанималась хорошо математикой (нужда заставила, не хотелось иметь слабую тройку, достоинство не позволило) – и вдруг полюбила. Я поняла, я зацепилась, мне стало интересно!
Я сменила много школ в силу профессии отца, топографа-изыскателя (он был первопроходцем, прокладывал маршруты по всей Сибири, Дальнему Востоку, работал с Георгием Федосеевым, который стал уникальным писателем). Поэтому иногда отставала по тому или иному предмету… А потом это правило я перенесла на всю жизнь: если не очень хочется заниматься каким-то делом, надо его изучить досконально. Тогда полюбишь. А потом, как следствие, начинается творчество. Любая профессия может быть творческой. Мне это очень помогло в жизни.
Скучна, порой скучна,
работа. Монотонна…
А можно ведь отнестись к этой работе совсем по-другому?
И так связать слова,
Что и душа забьется…
И так колоть дрова,
Что воздух засмеется.
Сегодня для меня любовь – это любимый человек, с которым хочется жить вместе и как можно дольше, дети… В общем, все, что называется Домом. Любить – это строить Дом всем вместе, это напряженнейший труд души во имя счастья близкого тебе человека. Ничего другого.
– А деньги, на твой взгляд, могут приносить счастье?
– Больших денег я не хочу, даже их боюсь. Это несвобода. Но иметь их в достаточном количестве, причем обязательно заработанных, для нормального существования нужно. Это сейчас проблема. Страдают, как правило, люди, приносящие реальную пользу. Учителя, например… Я не учительница, но очень много работала в контакте с ними в последнее время. Эта профессия самая важная, сложная, невозможная без любви. Учителя, погибшие в Беслане, самоотреченно любили чужих детей и свое дело.
– Кому сегодня ты говоришь: «Ты моя вселенная»?
– Моя вселенная – это, конечно, моя мама. Ей сейчас 85 лет. Отец умер очень рано, ему было только 52 года. Я выросла в лучах его любви. А мама до сих пор со мной. Она была моей лучшей подружкой в детстве и молодости, она была лучшей подружкой моих подруг, они ей доверяли свои секреты, они помнят ее и сегодня… Мама помогла мне вырастить дочек, без нее я бы не закончила никаких институтов, не написала бы стихов… Я хочу пожелать ей здоровья и быть со мной как можно дольше!
– Техногенная культура и новые скорости убивают чувства?
– Техногенная культура была всегда. Механические часы в ХVI веке тоже вызывали бурные споры… Ничего же не меняется. Ну водопровод, а не ручей. Ну самолет, а не телега… Другое дело, что всегда были люди созидающие и потребляющие. Вот потребляющих сегодня гораздо больше. Они и живут (материально) лучше. Но и созидающих немало. Правда, оплата их созидания меня не радует. Но главное, что остается духовный ориентир, свет высокой, творческой, самоотверженной любви, которую ничем не опошлить, ни с чем не спутать.
– Можно и нужно ли воспитывать способность любить?
– Иногда спрашивают, есть ли Бог? Есть ли любовь? Ответ-то простой: есть, но только для тебя. Если ты ЭТО чувствуешь, то ЭТО есть. Спрашивают те, кто хочет почувствовать, ощутить. Те, кто спрашивает, уже на пороге знания…
Ребенка, младенца никто еще не учил любить, а он любит всех вокруг, улыбается доверчиво миру и людям. Проблема – как это доверие и эту душу открытую сохранить, защитить? Как этот нежный огонек любви поддержать? Мне вообще в жизни очень помогло реальное общение с детьми, я чему-то даже училась у них. Ведь каждый ребенок – философ. Я много лет вела курс сибирской литературы в общеобразовательных школах Новосибирска. Лучшее воспитание чувств – приобщение к поэзии, к музыке, культуре. Вряд ли нужны специальные предметы по воспитанию любви и уважения к семье.
Я вела в Доме детского творчества литературную секцию и ежегодный традиционный литературный конкурс «Душа России», мы выпустили несколько сборников детской поэзии по итогам этого конкурса… Ведь после архитектуры основная моя профессия – редактор. Работаю в издательстве, еще занимаюсь журналом «Новосибирск», что при нашей писательской организации. В этом журнале есть рубрика «Дебют», где публикуются юные таланты. Это удивительные дети. Они рождаются с великим чувством любви, надо лишь его распознать и поддержать. Важно не путать любовь с удовольствием. Любовь – это все-таки труд. Хотя она и наивысшее счастье!
Комментарии