Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ, председатель Всероссийского общества «Знание»… Все регалии Любови Духаниной можно перечислять долго. Однако самое главное то, что Любовь Николаевна всегда быстро и эффективно реагирует на возникающие проблемы, представляя максимально четкие и взвешенные решения. О том, над какими инициативами работают профильный комитет Госдумы, ОНФ и лично Любовь Николаевна, и пойдет речь в этом интервью.
– Любовь Николаевна, сегодня согласно проведенным опросам треть учителей и преподавателей вузов считают, что дистант наносит ущерб качеству образования. Сейчас снова школьники 6‑11‑х классов перешли на дистанционное образование. Какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять на государственном уровне, чтобы дистанционное образование не наносило урона качеству знаний?
– Основная нерешенная проблема – нехватка техники либо отсутствие подключения к сети Интернет. Даже в больших городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, не все дети дома обеспечены всем необходимым для того, чтобы пользоваться онлайн-платформами или смотреть видеоуроки. Никогда в истории России такая задача не ставилась. Оснащались школы, вузы из расчета на то, что ребята смогут пользоваться цифровыми ресурсами из стен образовательной организации. Пандемия заставила школы всю имеющуюся технику передать детям, но этого оказалось недостаточно. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов даже обращался к горожанам с просьбой предоставить планшеты, телефоны, компьютеры, ноутбуки и другую технику, чтобы у каждого ребенка была возможность обучаться дистанционно, но и этот шаг не решил проблему.
Далее. Для того чтобы дистанционное образование не наносило вреда здоровью детей, необходимо ставить вопрос о разработке цифровой дидактики и цифровой методики. Сегодня далеко не все учителя соблюдают нормы по ведению дистанционных уроков. Согласно санитарным правилам и нормам работа с изображением на мониторе компьютера и клавиатурой может занимать не более 20 минут для обучающихся 5‑7‑х классов и не более 25 минут для старшеклассников. Однако это учитывают не все учителя – некоторые ведут занятия и по 30, и по 40 минут. Это приводит к тому, что к концу учебного дня дети значительно превышают нормы работы у экрана.
– Вы являетесь председателем Российского общества «Знание». Какие новые проекты и новые направления появились в помощь учителям и обучающимся в связи с пандемией и дистанционным образованием?
– Российское общество «Знание» не осталось в стороне. Был организован цикл просветительских лекций, которые проходили в формате онлайн. Лекции по интересам могли найти и обучающийся, и педагог. Наиболее популярными стали лекции по культуре, истории и медицине. А Ленинградское областное отделение общества «Знание» подготовило курс о том, как справиться со стрессом во время дистанционного обучения. Лекторы раскрыли деструктивные и конструктивные способы работы со стрессом, предложили доступные экспресс-методы профилактики психического напряжения.
В октябре общество «Знание» запустило проект «РОЗыск» – это короткие емкие просветительские ролики длительностью не более 2 минут. Первое направление – история России. Здесь перед нами стоят две главные задачи: это защита исторической правды и популяризация исторических знаний для сохранения исторической памяти. Мы затрагиваем и малоизвестные страницы истории Российской империи, и события XX века. Второе направление – здоровый образ жизни. Ведь одна из проблем современного общества – поддержание и повышение культуры здоровья, сохранение здорового тела и здорового духа, в том числе в период пандемии и в условиях дистанционной работы и учебы. Популярные блогеры помогают нам рассказывать нашим слушателям об утренней зарядке, йоге, силовых упражнениях, основах правильного питания, особенно в условиях дефицита движения.
– Какие инициативы разрабатываются Госдумой, профильным комитетом, также ОНФ для поддержки семей, которые не могут обеспечить своих детей ноутбуками, необходимыми для дистанта? Особенно это актуально для малообеспеченных и многодетных семей.
– В середине апреля в рамках акции ОНФ #МыВместе был запущен проект «МногоДарю: компьютеры – детям». Он направлен на помощь многодетным семьям в период дистанционного обучения. В мае к проекту присоединилась компания «МегаФон». В российские школы были направлены 20 тысяч смартфонов, которые обеспечат доступ к дистанционным образовательным ресурсам школьникам из малоимущих семей. Смартфоны, которые «МегаФон» и ОНФ передали школам, позволили детям не выпадать из учебного процесса, а также участвовать в региональных летних дистанционных программах. В общей сложности активистам ОНФ удалось передать более 20,5 тысячи единиц техники: смартфоны, ноутбуки и стационарные компьютеры.
Помочь семьям, которые не могут обеспечить своих детей техническими средствами, старались и региональные власти, и руководители школ, и простые граждане. В настоящее время в России около 16 миллионов школьников, и вопрос, где найти средства, чтобы обеспечить их всех оборудованием для возможности полноценно обучаться дистанционно, остается открытым.
Но у нас есть определенная категория детей, о которой многие сейчас забывают. Это дети-инвалиды, которые с первого класса обучаются на дому вне зависимости от эпидемиологической ситуации. И, к сожалению, есть регионы, которые никак их не поддерживают, не обеспечивают средствами обучения и не компенсируют затраты. Например, в Карелии компенсация затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, составляет 546 рублей в год! Размер этой выплаты с 2006 года не менялся.
– Многие педагоги жалуются, что во время дистанта затрачивают больше времени на работу, кроме того, сейчас еще и отчетность по проведенным на дистанте урокам усилилась. Есть ли какие-то механизмы защиты и поддержки педагогов во время пандемии?
– В действующих нормативных документах формат дистанционной работы в отношении педагогов не прописан, и в целом этот вопрос в российском трудовом праве требует доработки. В отношении педагогов сейчас возникает еще одна проблема: некоторые родители, опасаясь заражения ребенка коронавирусом, приходят в школы с заявлениями о переводе его на удаленную форму обучения. Директор, хотя такой формы образования в законе нет, это заявление подписывает, создавая тем самым дополнительную работу для учителя. Если и у ребенка, и в кабинете, где занимается педагог, есть возможность дистанционного подключения, то ученик занимается параллельно с классом, хотя при этом нарушаются нормы СанПиНов. А если возможности подключаться нет, возникают проблемы. Учителю приходится заниматься с этим ребенком после уроков, давать индивидуальные задания и проверять их. Это занимает дополнительное время, которое чаще всего никак не тарифицируется, поскольку денежные средства на это просто не заложены.
Мною еще весной было направлено официальное письмо министру просвещения РФ Сергею Сергеевичу Кравцову с просьбой разработать нормативную базу и методические рекомендации, в которых прописать все нюансы оплаты работы учителей в дистанционном режиме. Соответствующие разъяснения были направлены Минпросвещения в регионы через три недели.
– 22 октября вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что дистанционное образование должно стать частью образовательного процесса и войти в обычную жизнь, а не быть мерой реагирования на определенную ситуацию. Как бы вы прокомментировали эти слова Голиковой? Значит ли это, что очный формат обучения может в скором времени совсем исчезнуть?
– Дистанционное образование давно является частью образовательного процесса, просто пользовались им не так часто и не так много, как этой весной. Дистанционное обучение могло использоваться в рамках отдельного урока для общения с носителем языка или с иностранными школьниками. Танцоры, спортсмены могут осваивать школьную программу в индивидуальном режиме с помощью дистанционных технологий, подстраиваясь под график тренировок. Очень часто дистанционные технологии используются репетиторами. Конечно, в полном объеме и для всех школьников страны основная образовательная программа школы никогда не реализовывалась дистанционно. Это стало шоком для всех. Теперь, понимая, что подобные ситуации могут возникнуть вновь, либо какая-то часть граждан выберет такую форму обучения, должна быть создана полноценная инфраструктура и нормативная база.
Но мы все понимаем, что речь не идет об отмене очного формата обучения. Человек – существо биосоциальное, без общества он попросту не может. Ребенок не сможет полноценно взрослеть, учиться общаться, решать проблемы, разрешать конфликты, продуктивно взаимодействовать с другим человеком, если он этого не делает с малых лет. Для определенных детей дистанционное обучение может стать частью образовательного процесса, потому что таков выбор семьи. Но согласно опросу, проведенному фондом «Национальные ресурсы образования» в апреле 2020 года, чуть более 5% опрошенных родителей считают, что, попробовав дистанционное обучение, многие не захотят возвращать детей в школу по окончании карантина. Эти данные говорят нам о том, что массового спроса на регулярное дистанционное образование нет.
– 31 января Госдума совместно с «Учительской газетой» инициировала разработку законопроекта о статусе педагога. Что сейчас с этим законопроектом?
– Один из уроков пандемии – мы стали больше ценить здоровье и образование, работу медиков и учителей. Идея законопроекта вызвала положительные отклики у учителей и родителей. Многие выражали мнение, что законопроект должен содержать определение обязанностей и ответственности участников образовательного процесса, в том числе новые. Предлагались и конкретные меры поддержки учителей, в том числе нефинансовые. По мнению опрошенных нами граждан, если законопроект «О статусе педагога» будет принят, обстановка в организации, где обучаются дети, изменится в лучшую сторону – так думают более 75% респондентов.
В этот непростой период мы, конечно, сосредоточились на наиболее острых задачах – помощь в переходе на дистанционное обучение, защита трудовых прав педагогов. Кроме обращения к министру просвещения, весной направили депутатский запрос председателю правительства с просьбой исключить ситуации, при которых педагогам приходится отстаивать права на досрочную пенсию в суде из-за неверного, с точки зрения юристов, наименования должности или образовательной организации. Но работа над законопроектом будет продолжена, поскольку эта тема не теряет своей актуальности.
– Я знаю, что у проекта ОНФ «Равные возможности детям» запущены волонтерские кружки. Работают ли они в период пандемии, что изменилось в их работе?
– Весной только 12% из 2,4 тысячи опрошенных нами родителей отметили, что занятия, которые посещал ребенок до пандемии, перешли в дистанционный режим. В этой ситуации наши волонтеры старались найти новые форматы работы и не прекращать занятия. Для этого использовались разные инструменты: онлайн-занятия, виртуальные выставки, флешмобы, видеоблоги. В Тюмени организаторы кружка «Танцы на колясках» в начале режима самоизоляции разработали облегченную программу онлайн-занятий, позволяющую заниматься в отсутствии партнеров, и развезли по домам участников танцевальные коляски. Занимались спортсмены три раза в неделю по 45 минут. В конце занятия они получали домашнее задание, выполнение которого записывали на видео. По словам руководителя кружка Виктора Погорелова, даже самая младшая участница программы – шестилетняя спортсменка – усердно тренировалась дома, поскольку команда готовится к Кубку мира по танцам на колясках.
Екатеринбургские волонтеры, занимающиеся канистерапией, смогли перевести в онлайн-режим даже мастер-классы с собаками. Мастер-классы по рисованию гуашью, карандашом и песком проводились в режиме онлайн. Для программы «Умелец» – художественная резьба по дереву – снимались видеоуроки.
Волонтеры старались поддерживать связь даже с учениками и родителями, у которых не оказалось доступа к Интернету: созванивались, делились полезной информацией. Для ребят, которые больше всего нуждались в продолжении обучения, организовывались индивидуальные занятия и разрабатывались интересные задания для всей семьи. Это потрясающий пример неравнодушия, ответственности и заботы. Сейчас, чтобы поддержать образовательных волонтеров, мы проводим ежегодный конкурс. И принимаем в числе прочих заявки от тех добровольцев, которые ведут свои кружки в дистанционном формате.
– Любовь Николаевна, вы как член Центрального штаба ОНФ, как депутат провели огромную работу по борьбе за достойную оплату труда педагогов. Скажите, что, инициативы удалось в последнее время реализовать по этому вопросу? Что делается для роста зарплат в регионах?
– В 2019 году в ходе больших парламентских слушаний в Госдуме мною была озвучена принципиальная позиция большого количества педагогов и экспертов – необходимо разработать отраслевую систему оплаты труда и на первых порах добиться того, чтобы оклад учителя за ставку был не ниже МРОТ. Этот вопрос прорабатывался не один год, есть все расчеты. В этом году по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина к 1 ноября должны быть представлены предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогов. Базовая ставка должна формироваться исходя из продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), а также с целевыми показателями уровней зарплаты педагогов, определенными в 2012 году указами Президента России.
Сейчас к третьему чтению готовится законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». В случае его принятия Правительство Российской Федерации будет вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Это касается установления окладов, ставок, перечней компенсационных и стимулирующих выплат. Правительство также сможет устанавливать срок, в течение которого учреждениям будет необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями.
Конечно, это далеко не финальная точка в работе по установлению достойной оплаты труда учителей. Но новые права, которые появятся у правительства, приближают достижение этого результата.
– Пандемия выявила еще одну проблему – зрелый возраст педагогов, молодежи по-прежнему в школах мало, особенно в регионах. Сейчас многие педагоги 65 плюс ушли на дистант или на больничный, проводить уроки некому. Есть идея привлечь к этому студентов педвузов 2‑3‑х курсов. Как вы оцениваете эту идею? Что делается ОНФ для привлечения в школы молодых педагогов?
– Проблема кадрового обеспечения российского образования остается актуальной по сей день. С каждым годом дефицит учителей растет. Это показывают опросы ОНФ. В 2018 году о нехватке кадров в школах сообщали 48% опрошенных педагогов, в 2019‑м – уже 51% из 3700 учителей, работающих и в сельских, и в городских школах. Существует мнение, что допуск студентов к преподаванию приведет к снижению качества образования. Но нельзя игнорировать тот факт, что в ряде школ из-за нехватки учителей занятия не ведутся совсем. Вопрос о допуске студентов к преподаванию эксперты ОНФ подняли еще в 2016 году.
Инициативу поддержал президент и дал поручение внести в законодательство соответствующие изменения, а в феврале 2020 года рекомендовал ускорить эту работу. Это один из шагов программы наращивания кадрового потенциала системы образования.
Самое главное, что делает ОНФ для привлечения в школы молодых педагогов, – ведет борьбу за статус и права учителя, оказывает помощь молодым педагогам. Весной мы помогали разбираться в тонкостях перевода на дистанционное обучение, провели более 1000 консультаций по доступным онлайн-платформам и сервисам. А наши волонтеры, обладающие уникальными методиками работы с детьми с ОВЗ, делятся своими знаниями и опытом, проводят стажировки на своих площадках, рассказывают, как найти подход к каждому ребенку, какими способами вовлечь даже самых тяжелых детей в образовательный процесс.
– Как сейчас развивается НСУР? Есть ли результаты от реализации НСУР?
– Есть утвержденная правительством «дорожная карта» по формированию и введению национальной системы учительского роста. Одним из ее пунктов является развитие независимой оценки квалификаций в сфере образования. Уже разработан профессиональный стандарт руководителя профессиональной организации, совсем недавно на площадке ОНФ состоялось его профессионально-общественное обсуждение.
В настоящее время ведется разработка квалификационных требований к деятельности педагога. Согласно опросу, проведенному ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования», только четверть российских учителей не заинтересованы в том, чтобы получить результаты независимой оценки на соответствие профстандарту педагога. Четверо из десяти педагогов прошли бы экзамен, если бы его результаты засчитывались как прохождение аттестации, 14% – если бы он влиял на прохождение аттестации. Иметь сертификат, подтверждающий квалификацию, 7% педагогов хотели бы на случай конфликта с родителями учеников или с администрацией.
– Над какими проектами и инициативами вы сейчас работаете?
– В настоящее время вместе с коллегами веду работу по внесению изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». В воспитательном процессе традиционно активное участие принимают бабушки и дедушки, но временное нахождение ребенка с бабушкой, дедушкой или другими близкими родственниками с точки зрения закона ничем не отличается от ситуации, при которой ребенок находится с чужими для него людьми. Законом предусмотрено лишь то, что они имеют право на общение с ребенком. Мы предлагаем узаконить возможность нахождения детей с бабушками, дедушками, сестрами, братьями и другими близкими родственниками в случаях болезни родителей, их длительного отсутствия, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Иными словами, законодательно закрепить то, что дети с согласия родителей вправе пребывать у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестер и других родственников.
Поправки также дадут право бабушкам, дедушкам, совершеннолетним братьям и сестрам становиться опекунами или попечителями несовершеннолетнего ребенка до момента принятия органом опеки решения о назначении опекуна или попечителя. В настоящее время ребенка, потерявшего родителей, должны сначала отправлять в соцучреждение и только в случае принятия решения об опекунстве его возвращают родственникам. Законопроект не закрепит приоритета близких родственников при решении вопроса по опекунству, а просто даст ребенку возможность находиться в более комфортных условиях, вместе с родными до принятия решения.
– С 1 сентября 2020 года началась реализация поправок к Закону «Об образовании в РФ» в части воспитания. Не станет ли воспитательная работа еще одной нагрузкой на педагогов, которая плохо или совсем не оплачивается? Каким образом можно оценить результаты этой работы?
– Конечно, определенная часть педагогов считают, что вырастет ненужная нагрузка – появятся новые отчеты по воспитательной работе и не останется времени на планирование действительно важных мероприятий с детьми. С некоторых учителей и правда требуют отчеты о том, как дети сажают деревья на городском субботнике с мэром, с фотографиями и освещением в соцсетях. С этим можно и нужно бороться. Вопросы чьего-то публичного облика не должны решаться учителями. При этом многие педагоги считают важным вынесение на законодательный уровень права школы выступать не организацией, оказывающей услуги, а равноправным партнером семьи в вопросах воспитания ребенка. Не за это ли мы боролись последние семь лет?..
Комментарии