search
main
0

Любопытство и перспектива

Как рождается гармоничная экосистема взаимоотношений

Природа для человека издревле является источником вдохновения. Не только в предметах искусства, но и в области инженерных решений, моделирования, архитектуры. И даже при становлении экосистемы государственно-общественного самоуправления, что ярко демонстрирует жизнедеятельность Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма.

Ребята, обучающиеся по программам углубленного уровня естественно-научной направленности, в той или иной мере знают, что регуляция жизнедеятельности организма на клеточном уровне происходит за счет взаимодействия рецепторов, представленных белком или группой белков на поверхности клетки или расположенных в цитоплазме. Они спе­ци­фич­но реагируют изменением пространственной конфигурации на присоединение к ней какого-либо вещества, что позволяет «сообщить», передать сигнал структурам клетки о данном событии и инициировать необходимый ответ.

Или другой пример. Белковые молекулы внутри клетки способны передавать определенные сигналы строго в определенном порядке от молекулы к молекуле, образуя так называемый сигнальный путь.

В то время как людей эпохи палеолита вдохновляла природа – и мы видим результаты пещерной (наскальной) живописи; архитекторов и создателей останкинской телебашни, как говорят, вдохновила структура лепестков лилии, ставших прообразом ее опоры; при проектировании пространства ученического самоуправления наш центр очень вдохновлял внутриклеточный сигналинг, демонстрируя стабильность процессов и предсказуемость реакций.

Любая организация, и не важно, образовательная она или нет, крупная или маленькая, имеет свои сильные и слабые стороны, которые присутствуют в силу объективных причин. И здорово, когда есть большой коллектив увлеченных профессиональных педагогов и административной команды, когда есть в контингенте обучающихся тысячи талантливых ребят. Но все это имеет и обратную сторону медали – когда возникают проблемы в быстрой и прямой коммуникации и ответ на события может происходить с задержкой.

Если проводить аналогии с объектами живой природы, то нашей клеточной мембраной, которая чаще в первую очередь принимает информацию о появившихся предложениях от родителей, законных представителей, обучающихся, будут педагогические работники. Именно они стоят на переднем крае коммуникации с нашими главными потребителями услуг – ребятами, именно они держат руку на пульсе при анализе наиболее востребованных и перспективных направлений в дополнительном образовании, будь то агробиология, ситифермерство или устойчивое развитие городов. Ведь в дополнительном образовании ребенок оказывается не по достижении определенного возраста, как, например, происходит при переводе в школу из дошкольного образования. В дополнительном образовании оказывается ребенок исключительно при стечении определенных обстоятельств, в числе которых мотивация, прагматика, любопытство и перспектива. И в побуждении подобных стимулов полномочий или даже зачастую рычагов принятия решений педагогу дополнительного образования просто не хватает. Здесь, как и в других случаях, на помощь, как всегда, приходит, управляющий совет МДЮЦ ЭКТ, устав которого предусматривает присутствие не менее трех педагогических работников в своем составе. В нашем случае педагоги представляют и формулируют интересы имеющихся отделений МДЮЦ ЭКТ (станция юных натуралистов, эколого-биологический центр и станция юных туристов), что находит отражение в формировании повестки очередных заседаний совета.

Для соблюдения баланса, поддержания плюрализма предложений и рекомендаций, стоит отметить, также не менее восьми представителей родительской общественности и четыре воспитанника представляют интересы ученических объединений и родительских комитетов.

Вот такая, с позволения сказать, слоеная структура управляющего совета позволила решить множество задач, начиная от материально-технического обеспечения отдельных кружков, которым не хватало оптической техники для проведения разбора собранного материала, в то время как имелись резервные микроскопы в других отделениях, заканчивая генерацией предложений и конечным принятием программы развития центра на 5 лет.

Тысячи молекулярных сигнальных путей в живой клетке обеспечивают гармоничное развитие и дают возможность адекватного ответа на факторы раздражения (температура, условия среды). Образованные и структурированные связи между участниками образовательного процесса, в основе которых ядро принятия и согласования решения в виде управляющего совета, позволяют не упускать из виду ни одно локальное происшествие, гибко решать ежедневные задачи и уверенно развиваться.

Данила СОРОКИН, педагог-организатор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте