search
main
0

Любой ребенок периодически нуждается в серьезной психологической поддержке. Но для того чтобы ему помочь, необходимо понять глубинные причины того или иного поведения. Для этого проводится психологическая диагностика. При ее проведении специалист принимает во внимание не только данные анамнеза, результаты тестирования, поведение испытуемого, но и целый ряд дополнительных факторов.

Так, например, однажды при приеме в среднее звено общеобразовательной школы логопед предложил учащемуся написать контрольное изложение. Проверка выявила большое количество характерных ошибок, что позволило сделать вывод о необходимости проводить специальные коррекционные логопедические занятия. Однако последующее изучение психологом рабочих тетрадей ребенка показало практически полное отсутствие в них подобных ошибок. Повторное тестирование подтвердило справедливость психологического заключения о том, что тревожный ребенок, волнуясь, совершил несвойственные для него ошибки. В данном случае ему действительно были нужны коррекционные занятия, но не логопедические, а психологические – для повышения уровня самооценки и развития уверенности в себе.

Интереснейшим примером для изучения внутреннего мира ребенка и подростка являются его сочинения на свободную (а иногда и на заданную) тему. Конечно, школьному психологу с его десятками, а иногда и сотнями “подопечных” очень трудно перечитать все те многие тома, в которые складываются сочинения ребят. Правда, бывает, что и у классного руководителя не доходят до этого руки: “текучка, знаете ли”.

Любопытное сочинение, а точнее целый рассказ, написала ученица одной из московских школ Ксения Ступницкая. В нем чисто детские вымыслы, напоминающие и “Золушку”, и “Алису в стране чудес”, переплетаются с хорошим, зрелым чувством юмора и видением себя взрослой (за героиней галантно ухаживает волшебный кот, они пьют “игрушечное шампанское”).

Проводя психологический (не литературный!) анализ, можно делать различные выводы. Обращает внимание, например, то, что в наше время компьютерных игр, видеобоевиков и телевизионных новостей типа “а вот еще одна катастрофа!” для девочки-подростка “самыми интересными” вещами являются подсвечники, сундучки, елочные игрушки, нарядное платье принцессы, Дед Мороз. Замечательно, что девочка знает и помнит сказки. Немногие современные подростки могут этим похвастаться (вспоминаются две подружки-семиклассницы из “нормальной” школы, приехавшие после каникул на Кипре, которые не могли объяснить разницу между словами “нарты”, “нарды” и “нары” и с трудом сумевшие объяснить, чем отличается “ветеран” от “ветеринара”).

Вместе с тем напрашивается вывод и о том, что для юного автора, склонного к фантазированию, вымышленный мир представляется намного более интересным, чем реальный. Сережки, подаренные во сне, остаются и наяву, иными словами, автору хочется, чтобы сон не кончался. Для подросткового возраста это достаточно распространенное проявление возможной гиперопеки со стороны родителей (чаще – матери). Следствием этого в дальнейшем может стать отсутствие необходимого уровня адаптации ребенка. Невыработанный иммунитет против сложностей “взрослой” жизни так же вреден, как и отсутствие иммунитета против опасных болезней.

Вадим РОДИОНОВ,

кандидат педагогических наук, директор психологического Центра при негосударственной школе “Премьер”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте