«Хорошо быть дамою в норковом манто, можно и не в норковом – но уже не то…» Кто не знает эти стишки, облетевшие пару лет назад всю страну?Незамысловатые строки вспомнились мне, когда я прочитала на сайте нашего регионального правительства радостное известие о том, что единственное в нашей области образовательное учреждение, выполняющее заказ Министерства образования – занимающееся повышением квалификации педагогов, стало лауреатом национального конкурса \”Лучшие учебные центры Российской Федерации-2011\”.
В официальном сообщении уточнялось, что «исследования проводились во всех федеральных округах РФ и охватывали наиболее значимые города регионов». А чтобы читатели не сомневались в объективности исследований, было сказано, что «по результатам опросов, проводимых в рамках конкурса \”Лучшие учебные центры Российской Федерации-2011\”, наше учреждение (я буду называть его так, чтобы руководство не обиделось) «признано одним из наиболее надежных образовательных учреждений, оказывающих качественные образовательные услуги». Особую весомость известию придавало важное уточнение: «В каждом федеральном округе было опрошено более 19 тысяч человек». Вот так, не больше и не меньше, ровно 19.
Кто были эти люди и где их брали для опроса – на улице, в коридорах школ или департаментов, были ли это выборочные звонки по телефону, – об этом авторы статьи не сообщали, надеясь, что посетители сайта удовлетворятся изложенной информацией.
Солидность награде, по мнению авторов официальной информации, должна была придать фраза о том, что «основная задача национального конкурса \”Лучшие учебные центры Российской Федерации-2011\” – изучение общественного мнения о качестве оказываемых учебными центрами услуг на территории РФ, а цель – выявление наиболее надежных образовательных учреждений, оказывающих качественные образовательные услуги». Солидно? Ну еще бы! Убедительно? Скажу честно, не очень…
Для убедительности не хватало самой малости: сведений о том, сколько всего учреждений участвовало в конкурсе и сколько претендентов из общего числа участников получило награды. По журналистской привычке перепроверять любую поступающую информацию я стала искать ответы на свои вопросы в Интернете. Учредитель конкурса был мне известен, полное название тоже – казалось бы, найти информацию по этим адресам должно быть нетрудно. Однако все оказалось не так-то легко. С первого клика мне удалось найти лишь ссылку на положение о конкурсе. Из него я узнала, что «опросы физических лиц (анкетирование) проводятся на оживленных улицах, выставках, супермаркетах, в крупнейших торговых центрах, а опросы юридических лиц – методом телефонных опросов, заполнением факсовых опросных листов, методом электронного анкетирования. В опросном листе респондент вписывает только одно образовательное учреждение, с услугами или работой которого данный человек был хорошо знаком и считает их наиболее качественными на рынке. Анкетирование проходит открытым способом, когда респондент самостоятельно вписывает лучшее, по его мнению, учреждение. После поступления первичных данных по проведенным опросам и заполненным анкетам от респондентов происходит аналитическая, экспертная и компьютерная обработка информации по организациям-номинантам, ранжирование образовательных учреждений по количеству упоминаний. Если учреждение упоминают более 90 раз физические лица или более 35 раз юридические лица, то оно вносится в предварительный список лауреатов национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации-2011».
Но самым интересным для меня пунктом положения оказался пятый – «Организационный сбор». Из него я узнала, что «учреждения, вошедшие в предварительный список Лауреатов Конкурса, в добровольном порядке оплачивают Организационный сбор в размере 23 600 рублей (включая НДС), компенсирующий организационные расходы Организатора, гарантирующий получение через курьерскую службу: Диплома Лауреата Конкурса, Сертификата на использование логотипа Национального Конкурса «Лучшие учебные центры РФ-2011» и памятной медали».
И тут мне стало как-то грустно… Как-то сами собой вспомнились изображения самых разных медалей, вытесненные на этикетках отечественных продуктов питания – любых, от воды и йогурта до консервов и мясных полуфабрикатов. Что ни возьми в руки в супермаркете – на всем найдешь убедительные значки, свидетельствующие о победах в многочисленных конкурсах. Понятно, что почти никто их всерьез не принимает – это не более чем реклама, влияющая на сбыт продукции. И значок с названием «лучший» вовсе не означает, что продукт на самом деле отличного качества. На деревенских продуктах, к слову сказать, нет никаких значков, но в их вкусовых качествах усомнятся немногие (сомнения у покупателей бывают разве что в свежести).
Стало понятно, почему мне не удалось найти, сколько я ни кликала, ни информации о количестве участников, ни списка лауреатов. Зато я нашла множество сообщений, похожих на информацию нашего регионального правительства. Менялись только названия «лучших учебных центров», а горделивая риторика оставалась неизменной. Их оказалось очень много. Видимо, все, кто заплатил, получили диплом, сертификат и право позиционирования…
Невольно возникал вопрос: кого организатор конкурса – ООО «ЭкспертМедиаГрупп» – хотел обмануть? Претендентов на соискание награды или нас – потребителей услуг этих самых центров? И зачем, кроме взимания с учреждений 23 600 рублей – своеобразного «налога на тщеславие», нужны такие исследования? И что дадут награды и дипломы их счастливым обладателям, если в основном они и так монополисты на рынке образовательных услуг в своих регионах?
…Помню, лет десять назад моя знакомая, возглавлявшая отдел пиара одного из уважаемых и весьма успешных производственных предприятий нашего города, рассказывала, что на имя ее руководителя, директора акционерного общества, ежедневно по обычной и электронной почте приходили пачки писем с предложениями войти в книгу славы (рекордов), возглавить почетный список, стать обладателями того или иного знака отличия. Авторов предложений объединяло одно – они все просили заплатить вступительный взнос. Причем взносы ранжировались – для тех, кто хотел видеть себя победителем, вступительный взнос был намного выше, чем лауреатский. Моя знакомая даже не отдавала эти письма на прочтение директору, сразу же отправляла их в мусорную корзину. Она хорошо знала им цену. А вот руководители государственных бюджетных образовательных учреждений, созданных региональными министерствами и, стало быть, функционирующих на деньги налогоплательщиков, похоже, так до сих пор и не знают. Обидно…
Иллюстрация с ресурса http://spas-shturm.org.ua/ru/content/vnimanie-novye-konkursy
Комментарии