Цели: 1. Воспитание гражданственности, ответственности за свои поступки, воспитание самодисциплины. 2. Формирование активной гражданской позиции.
Задачи урока
1. Повторить порядок приобретения российского гражданства и его преимущества.
2. Выяснить, что такое гражданственность, кто такой настоящий гражданин, что значит любить Родину.
Ход урока
В начале урока звучит песня «С чего начинается Родина?».
Родина. У каждого человека есть Родина, страна, в которой он родился, вырос, в которой живут его родители. Страна, ради которой он живет. Разве можно называть страну Родиной и не ощущать при этом трепетного чувства любви к ней, уважения к ней? Сегодня у нас необычный урок. Урок гражданина.
Гражданин… С каким понятием ассоциируется у вас это слово?
(Родина, мораль, право, доброта, честь, совесть, обязанности, права, патриотизм, закон, верный, забота, сострадание.)
Учащиеся делятся на группы: патриоты, честь, мораль, закон.
Юридически гражданином является каждый, кто имеет гражданство по Закону «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года.
Вопросы капитанам команд
В чем преимущества российского гражданства?
Кому может быть отказано в российском гражданстве?
Каковы пути выхода из российского гражданства?
Сколько гражданств допускается по Конституции РФ?
Гражданство дает не только чувство принадлежности к своей стране, но и большие права. Иностранцы не могут воспользоваться обычным для гражданина правом открыть собственное предприятие, для них предусмотрены жесткие налоги. Они не могут участвовать в выборах, любого из них могут отозвать из России, им запрещено занимать определенные должности в Российском государстве.
Обращается особое внимание на два понятия – «гражданин» и «подданный».
Делается вывод: гражданство – это не только пассивная принадлежность к государству, но и участие в его делах. Так как гражданин – участник общих дел, он обладает политическими правами.
Какие же права есть у гражданина Российской Федерации? Почему «Гражданин – это звучит гордо»?
Повторить политические, культурные, экономические права (есть в учебнике).
Гражданские права:
1. Право иметь имущество в собственности.
2. Право наследовать и завещать имущество.
3. Право заниматься предпринимательской или другой деятельностью, не запрещенной законом.
4. Право создавать юридические лица.
5. Право совершать сделки и участвовать в обязательствах.
6. Право избирать место жительства.
7. Право иметь права автора и др.
В это время тихо звучит мелодия песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
При ответе ученики цитируют статьи из Конституции РФ.
Оценивается ответ учителем и экспертами.
Дополнительный вопрос: а сможете ли вы пользоваться этими правами в полном объеме?
Нет, так как способность своими действиями приобретать права и создавать юридические лица, то есть полная дееспособность, наступает в России только с 18 лет.
Блицтурнир (ответы без подготовки, отвечают команды по очереди, учитывается время).
Какой документ подтверждает российское гражданство?
Сколько гражданств можно иметь по российскому закону о гражданстве?
С какого возраста обязаны иметь паспорт?
Должны ли быть в паспорте данные о группе крови и резус-факторе?
Куда обращаться в случае утери паспорта?
Могут ли насильственно лишить паспорта и выселить за пределы страны?
Могут ли учащиеся 9-го класса изменить свое гражданство?
Что дает вам гражданство Российской Федерации?
Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Первыми гражданами были свободные жители Афин и Рима. Затем гражданами стали называть жителей вольных городов Средневековья. Слово «гражданин» зазвучало в громовых раскатах французской революции, в ее законах, в речах ее ораторов, в знаменитой «Марсельезе».
Как вы понимаете слова Николая Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Кто же такой гражданин?
Задание: составить мини-сочинение от команды «О гражданине».
Прочитайте памятку «О гражданине» и выберите, что для вас самое главное как для гражданина.
Памятка «О гражданине»
Гражданин – патриот. Он горячо любит свою Родину.
Гражданин верен своему долгу. Он честно защищает свою Родину.
Гражданин имеет активную гражданскую позицию, он активно участвует в общественной жизни.
Гражданин – мужественный человек, он не боится принимать огонь на себя, он ответственный человек.
Гражданин вносит посильный вклад в решение экологической проблемы – сажает деревья, охраняет лес, убирает мусор.
Гражданин не может спокойно смотреть, как обижают слабых, беззащитных – сирот, стариков, вдов, инвалидов, ветеранов, он защищает их права и добивается восстановления справедливости.
Гражданин – человек целеустремленный, он не любит, когда за него решает или делает кто-то другой.
Гражданин упорный в учебе, в работе, он не перестает бороться со своими слабостями.
Гражданин радуется власти не над людьми, а власти над собой, он владеет ситуацией, бывает нужным в нужное время в нужном месте.
Гражданин извлекает уроки из прошлого, каждого прожитого дня.
Гражданин требует перемен, он участвует в политике, он понимает, что его участие в выборах может что-нибудь да значить.
Гражданин охраняет памятники культуры от разрушений, участвует в восстановлении церкви и в открытии храма.
Гражданин не может спокойно смотреть, как от водки и наркотиков гибнет его народ, он требует ужесточения наказания за нарушение закона.
Гражданин понимает, что Родину любить – это не просто красиво говорить о ней, а действовать в ее интересах.
Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Какие же обязанности есть у гражданина?
Конституция Российской Федерации обязывает каждого гражданина:
соблюдать Конституцию РФ, нести иные установленные законом обязанности;
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру;
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, природы;
платить законно установленные налоги и сборы;
защита Отечества – долг гражданина Российской Федерации и др.
Приведите пример гражданского поступка. Рассказ о Евпатии Коловрате, Александре Матросове, Иване Сусанине, Михаиле Девятаеве.
Сколько легендарного, сколько героического в истории нашей страны! И, листая страницы истории, я всегда спрашиваю себя: неужели в прошлые века люди шли на костер за правду, гибли от вражеских сабель, восставали против произвола властей, сражались за каждый клочок земли и кровью своей писали на стенах Брестской крепости «Погибаю, но не сдаюсь» ради того, чтобы мы, потомки, забыли, какой ценой досталась свобода, независимость нашей Родины? Неужели ради того, чтобы мы бесцельно прожигали свои дни?
Да, сегодня мы забываем, что защита Отечества – это долг гражданина. Раньше стыдились бы того, что сын не способен служить в армии, защищать свою страну, выполнять главный долг перед Родиной. Долг – понятие не только юридическое, но и моральное. Потому что Отечество – это не только государство. Отечество – это отчий дом, семья, близкие, любимые, это наша природа, без которой не может быть нашей русской души, нашей любви к людям.
Для гражданина Родина – это родная земля. Все может родная земля – накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Защитить ее – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
А какой посильный вклад в решение общих дел вносите вы как граждане своей страны? Как вы защищаете родную землю?
Александр Сергеевич Пушкин несколько веков назад призывал:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Как редко мы сегодня слышим такие призывы!
У настоящего гражданина развито чувство ответственности, он обладает активной гражданской позицией, то есть гражданственностью.
Гражданственность – это состояние души, правовая ответственность. Высокие нравственные ориентиры, любовь к Родине, активная жизненная позиция.
Словарная работа (работа над новыми понятиями). Гражданство, гражданин, гражданственность.
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе родной страны. Польский писатель Б.Ясинский в книге «Заговор равнодушных» писал: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Замечательно выразил свои чувства великий поэт С.Есенин:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» –
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
Какие высказывания замечательных людей о гражданственности вы знаете?
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» (Михаил Салтыков-Щедрин).
«Россия без каждого из нас обойтись может. Но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится» (Иван Тургенев).
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Джордж Байрон).
Подведение итогов
Приложение
Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности, основанная на признании и обеспечении основных прав и свобод человека.
Гражданин – достойный сын Отечества, человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Гражданственность – правовая ответственность, активная гражданская позиция, понимание высоких нравственных ориентиров.
У настоящего гражданина развито чувство ответственности, он обладает активной гражданской позицией, гражданственностью.
Гражданин горячо любит свою Родину. Не кричит об этом, он просто каждый день старается сделать хорошее для окружающих его людей, для страны.
Дмитрий Лихачев «Земля родная»
Улицы, площади, каналы, дома напоминают, напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Любящий свою Родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране. Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к стране, любовь должна быть действенной.
Наталия СКОТНОВА, учитель обществознания и права
Комментарии