search
main
0

Любите ли вы природу так, как она того заслуживает? Ведь все мы ее дети, а она, как мать, любит и защищает все живое на нашей планете

​C каждым годом справиться с вмешательством человека в дела природы ей самой становится все труднее. Экологическое состояние нашей планеты лучше не становится, а взять из ее недр хотят все больше и больше. Сделать школьников друзьями и защитниками природы в нашей школе №446 (директор школы – заслуженный учитель РФ Ирина Шахурина) учителя решили еще в середине семидесятых. Именно наши школьники и учителя под руководством учителя биологии Елизаветы Харченковой уже в 1981 году создали в Москве первую экологическую тропу, на которой школьники в качестве экскурсоводов учат детей и взрослых любить и охранять природу, понимать ее законы, воспитывают экологическую грамотность.

В 2006 году на базе нашей школы по инициативе методического центра было создано окружное научное экологическое общество школьников (ОНЭОШ). Сейчас ОНЭОШ – это содружество учащихся и педагогов, которые вместе делают полезные дела для природы и экологического образования в интересах устойчивого развития. В активе ОНЭОШ школы №446, 449, 922, 77, 390, 619, в работе участвуют более 20 школ Восточного округа.Первым коллективным проектом ОНЭОШ стало создание новой экологической тропы в Парке культуры и отдыха «Измайлово». К маю 2009 года мы сделали эту экологическую тропу: установили информационные стенды, указатели, кормушки и гнездовья для птиц, разработали маршрут, провели исследования, первые экологические экскурсии и акции на этой тропе. На экскурсиях уже побывали сотни учащихся с учителями и родителями, которые на тропе учились любить и защищать природу. Многие родители говорили, что услышали от школьников-экскурсоводов такую интересную информацию, о которой и не знали, хотя живут рядом с Измайловским парком.В работе научного экологического общества участвуют школьники разных школ, они занимаются разнообразной творческой деятельностью: делают плакаты, стенды, выступают на конференциях, проводят исследования, экологические акции и игры для младших школьников. Самые опытные школьники становятся экскурсоводами на экологической тропе. Ежегодно мы организуем экскурсии на тропах осенью и весной, зимой делаем гнездовья для птиц, участвуем в экологических конкурсах и фестивалях, проводим конференции по актуальным экологическим проблемам.Работа по созданию новой экологической тропы настолько увлекла школьников и педагогов, что в 2011 году группа членов ОНЭОШ – учащихся и учителей школы №922 – разработали свой новый маршрут и проводят экскурсии еще на одной экологической тропе, в районе Терлецких прудов Измайловского лесопарка.Количество экскурсий и их участников с каждым годом увеличивается, так как дети и учителя видят, что участвуют в настоящем, очень интересном и важном для всех деле. Если в 2008-2009 учебном году мы подготовили 46, то в 2011-2012 году уже 85 экскурсоводов. Количество проведенных школьниками экскурсий тоже возросло от 18 в 2009 году до 62 в 2012 году. На экологических тропах у нас бывают от 300 до 1000 человек, это школьники всех возрастов, родители, учителя, группы многодетных семей с дошкольниками. Задания и экскурсии для них экскурсоводы готовят в соответствии с возрастом и возможностями слушателей.Подготовка экскурсоводов – дело трудное, это не только самостоятельный труд учащихся, но и большая работа их наставников – учителей, тьюторов проектов. Среди них необходимо отметить и поблагодарить наиболее самоотверженных педагогов: Оксану Тимофееву, Татьяну Галактионову, Светлану Аллахвердян, Юлию Чернышову, Елену Оленеву, Елену Панову, Неонилу Завершинскую, Евгения Блинкова. Они, не считаясь с собственным временем, помогают учащимся освоить азы экологии, биологии, географии, природопользования и помогают экскурсоводам воспитать у детей основы экологической культуры.Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования, расширяет эколого-образовательные пространства школ. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом и помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной окружающей среды и человека. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания об окружающей среде, но еще этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия.Работа в научном экологическом обществе и на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, воспитывает у школьников трудолюбие. Дети не только расширяют свои знания, но постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха, учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Лучшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.Среди членов ОНЭОШ более 260 человек уже поработали экскурсоводами на экологических тропах. Мы проводили мониторинг личностных достижений экскурсоводов, практически все они отметили, что получили положительный опыт общения со школьниками, научились выступать перед учениками разных возрастов, участвовали в работе над различными проектами, в том числе и социально значимыми, принимали участие в экологических акциях, проводили исследования или мониторинг окружающей среды. Некоторые из них участвовали в проведении экскурсий с 7-го по 11-й класс, то есть имеют пятилетний стаж экскурсоводов-экологов. Мы можем гордиться ими, ведь это теперешние выпускники и студенты ведущих вузов Москвы Алексей Комиссаров, Дарья Панченкова, Анастасия Булатова, Дарья Труфанова, Глеб Осипов, Дмитрий Романчук и другие будущие экологи, врачи, инженеры, управленцы, педагоги. Эти школьники еще с младшего возраста усвоили, что природу надо уметь изучать, охранять и любить, учили этой любви к природе младших школьников, пришедших на экологическую тропу. Вот что писала экскурсовод Дарья Панченкова: «Довольно интересно чувствовать себя в роли наставника, глядя, как ученики начальной школы заглядывают тебе в рот, следя за каждым твоим словом. Приятно и то, что прохожие иногда останавливаются, чтобы спросить, что же мы тут делаем. Приятно видеть интерес к своей работе».В перспективном плане работы ОНЭОШ намечено создание музея экологического образования в школе №446, поскольку именно в ней апробировали различные формы и методы экологического образования в Москве, создали первую экологическую тропу, проводили первые экологические олимпиады, выезды на экологические практики, учат детей любить и охранять природу! Нам построили новое здание, и мы мечтаем, чтобы оно стало для нас настоящим экологическим домом!Лариса ИВАНОВА, заслуженный учитель РФ, заместитель директора по УВР школы с углубленным изучением экологии №446, куратор ОНЭОШИнформация к сведениюВ окружном туре Всероссийской олимпиады школьников четыре ученика школы №446 показали хорошие результаты, став победителями и призерами. Это:- ученица 8-го «А» класса Мария Михина – победитель по экологии;- ученик 10-го «А» класса Иван Крюков – призер по экологии и биологии;- ученица 8-го «А» класса Полина Попова – призер по английскому языку;- ученик 10-го «А» класса – призер по астрономии.Заслуги учеников – это прежде всего заслуги их педагогов.В 2013 году у школы №446 будет своеобразная череда юбилеев, ведь в 1938 году она была основана, а в 1998 году получила статус школы с углубленным изучением экологии. Москва подготовила ученикам и учителям школы замечательный подарок – новое здание.Для каждого директора стройка – немалое испытание, но директор 446-й Ирина Ивановна Шахурина с честью его выдержала.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте