search
main
0

«Лукошко» на окошке. В Хабаровском крае эффективно работает специальная программа по обеспечению школ учебной литературой

С министром образования Хабаровского края Людмилой Обуховой мы встретились на Координационном общественном совете при Издательском доме «Дрофа». На нем обсуждался ключевой вопрос – совместная деятельность издательства, органов управления образованием и общеобразовательных учреждений в условиях перехода на новые стандарты. Людмила Филипповна – председатель совета. В ее регионе наработан опыт комплексного подхода к вопросам обеспечения учебниками, из-за чего, собственно говоря, данная проблема на территории края полностью снята.

Несомненно, везде есть такие творческие личности, которым не подходит алгоритм, заданный управленцами. Подавлять инициативу никто не собирался. Просто учительству разъяснили, что если они выбирают для работы свою программу (не указанную в перечне), то несут за нее ответственность. При содействии Министерства образования края под данную программу им поставляют комплект учебников и методических пособий, но оно же (министерство) берет на себя право контроля за ее реализацией. Принцип «» должен строго соблюдаться и в образовании. Специально созданные экспертные советы анализируют авторские программы и дают свое заключение: быть ей в школе или нет, а если да, то отслеживают ход ее реализации.

«Обуздание» вариативности

– Людмила Филипповна, с чего все началось, что подтолкнуло вас к серьезной работе над проблемой учебников?

– Еще пять лет назад Комитет по общему образованию Хабаровского края (ныне – Министерство образования) был завален жалобами родителей на обеспечение их детей учебной литературой. Страдали, хоть и не жаловались, учителя: учебников вроде и много, а толковых мало. Мы не знали, как выйти из этой патовой ситуации. Денег тогда выделялось незначительное количество – порядка 3 млн. рублей. Обеспечить все потребности школ было невозможно. Вариативность огромная – 300 учебных программ. А за каждой – свой комплект учебной литературы. Наименований учебников сегодня более тысячи. В условиях вариативности наше образование, я считаю, «заблудилось». Надо было что-то делать, и мы сделали…

Посоветовавшись с Владимиром Шадриковым, в то время зам. министра образования, Людмила Обухова пошла на непопулярные меры – «обуздание» вариативности, то есть снижение ее до определенного уровня. «Вы загубите вариативность», – говорили ей. Она отвечала: «Давайте разумно подойдем к этому вопросу». И усадила за «круглый стол» ученых-педагогов, учителей с высшей квалификационной категорией и методистов по каждой образовательной области. Из всего количества программ выделили три приоритетные по каждому предмету, которые удовлетворяют запросам школы со стороны преемственности, подготовки учащихся и с точки зрения стандартов образования. И под эти программы стали готовить комплекты учебников, учебных материалов и методических пособий, которые вошли в Перечень рекомендованных в Хабаровском крае учебных программ и учебников.

Умение ориентироваться

не на местности

– Заняться этим раньше нас заставили обстоятельства, – продолжает Людмила Филипповна. – Но нужно учитывать, что система образования довольно консервативна, а страна у нас большая. Так что легче такие вопросы решать в субъекте Федерации. Мы упорядочили всю учебно-методическую базу, над этим работали комиссии из числа ученых, учителей-практиков и методистов в течение нескольких месяцев. Затем отправили перечень в районы. Там поработали с ним и начали делать заявки, а уже краевой орган управления образованием сделал сводный заказ на приобретение учебников и всей другой необходимой учебно-методической литературы. Нам дали небольшие деньги – 5 млн. рублей, но этого нам хватило. Ситуация с учебниками улучшилась, резко уменьшилось количество жалоб. Был выработан своего рода алгоритм скоординированных действий работников местных органов управления образованием, педагогов-практиков, издателей и поставщиков учебного продукта. На следующий год перечень пересмотрели, внесли коррективы, сверили с федеральным Перечнем-каталогом учебно-методических изданий. И так каждый год. У учителей края появился прекрасный ориентир в мире школьных программ и учебной литературы, который в конечном итоге помогает также и детям в освоении программного материала.

Не навреди!

Несомненно, везде есть такие творческие личности, которым не подходит алгоритм, заданный управленцами. Подавлять инициативу никто не собирался. Просто учительству разъяснили, что если они выбирают для работы свою программу (не указанную в перечне), то несут за нее ответственность. При содействии Министерства образования края под данную программу им поставляют комплект учебников и методических пособий, но оно же (министерство) берет на себя право контроля за ее реализацией. Принцип «Не навреди!» должен строго соблюдаться и в образовании. Специально созданные экспертные советы анализируют авторские программы и дают свое заключение: быть ей в школе или нет, а если да, то отслеживают ход ее реализации.

Многоплановая деятельность в этом ключе стала основной для создания целевой программы «Учебник», которая готовилась уже с учетом Концепции модернизации российского образования. Рассчитанная на период до 2005 года, она включает в себя несколько направлений: создание нормативной базы для обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений, содействие формированию торговой сети, совершенствование механизма финансирования, формирование и реализация заказов на учебно-методическую литературу, педагогический мониторинг учебно-методической литературы, контроль обеспечения учащихся учебной литературой и, наконец, межрегиональная кооперация по обеспечению школ литературой регионального компонента содержания общего образования.

– Раз в полугодие мы анализируем выполнение намеченных мероприятий, смотрим, что нам удается, а что нет. Эта программа помогла навести порядок в учебном книгоиздании. Сейчас я с большой уверенностью могу сказать, что система обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений Хабаровского края создана, – подчеркнула Обухова.

Короткая жизнь книги

Конечно, это итог работы не только за последнее пятилетие. Многие годы здесь работали над содержанием образования. Уже 7 лет на территории Хабаровского края действуют стандарты национально-регионального компонента общего образования, которые подкреплены соответствующей базой, прежде всего учебно-методической литературой. Кстати, такие учебники, как, например, «География Дальнего Востока» или «История Дальнего Востока», могут быть использованы и в других регионах Дальневосточного федерального округа.

– Мы создали сто наименований учебников и учебно-методических пособий по истории, географии, экологии, экономике, культуре и литературе нашего края. Для начальной школы выпущена хрестоматия произведений дальневосточных писателей и поэтов «Лукошко». Получилось очень интересное красочное издание, которое пользуется огромнейшим спросом как среди детей, так и взрослых. Мы расширяем и дополняем перечень рекомендованных учебно-методических изданий, координируем работу по обеспечению ими учебных заведений с момента заказа до поступления литературы в школу.

– Какие-то трудности все-таки имеются? Что мешает полностью снять проблему с учебниками?

– Ситуация осложняется тем, что в образовании на федеральном уровне нет стандарта и нет учебников, которые бы обеспечивали общеобразовательный уровень согласно этому стандарту. Что получается? В системе образования настолько часто все меняется, что еще новый по своему виду учебник морально устаревает. Мы закупаем другие, но и у них столь же короткая жизнь. А вот когда будет учебник под образовательный стандарт, регионам будет легче – они не будут выбрасывать на ветер деньги, как зачастую происходит сейчас.

Вопрос принятия закона о государственном стандарте общего образования отложен на 2004 год. Хочется верить, что депутаты Государственной Думы нового созыва примут «рамочный» закон в начале года, а не в конце, взяв на вооружение слова министра образования Хабаровского края о том, что без стандарта деньги идут на ветер. Хорошо бы и федеральную целевую программу по учебникам «запустить». Может, тогда 2004 год станет годом прорыва в этом деле?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте