search
main
0

Лучшим – больше. ГИФО не влияет на выбор вуза, но помогает поступить

Кончился год, когда по традиции подводят итоги. В декабре в Государственном университете-Высшей школе экономики стали известны предварительные результаты эксперимента по ГИФО. О переходе на финансирование отдельных вузов с использованием финансовых обязательств уже шла речь на страницах «УГ» (№44 от 28 октября прошлого года, интервью с Татьяной Абанкиной). Сегодня мы знакомим вас с итогами социологического исследования, которое было проведено в пяти вузах – участниках эксперимента в 2003 году. Опрошено 2010 студентов, из них 1510 студентов первого и второго курсов и 500 студентов четвертого и пятого курсов.

ГИФО – форма государственной поддержки наиболее способной и подготовленной молодежи. Так, доля студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета (только «за ГИФО»), составляет более 58%; 42% студентов обучается с доплатой к ГИФО. 76% средств федерального бюджета направлено на ГИФО для студентов, обучающихся без доплат; соответственно 24% бюджетных средств израсходовано на государственную поддержку студентов, обучающихся с доплатами к ГИФО. Таким образом, около четверти бюджетных средств частично замещают расходы семей на получение высшего профессионального образования.

Эксперимент показал, что механизм ГИФО позволяет увеличить доступность высшего образования и расширить выбор для абитуриентов. Так, 47% зачисленных на первый курс в 2002 году и 39% – в 2003 году получили две наиболее высокие категории ГИФО – первую и вторую. Практически все студенты с этими категориями будут обучаться в вузах бесплатно – «только за ГИФО». Доля студентов, получивших первую категорию ГИФО, возросла с 8% в 2002 году до 11,6% в 2003 году. Таким образом, увеличился приток в вузы наиболее подготовленной молодежи. Снижение доли первокурсников, получивших вторую категорию ГИФО, с 39% в 2002 году до 27,5% в 2003 году объясняется уменьшением доли «целевиков», которым в 2003 году категория ГИФО не устанавливалась, а присваивалась по результатам сдачи ЕГЭ.

Третью категорию ГИФО в 2002 году получили 38% студентов, в 2003 году – 43%. Из них около 20% будут обучаться «только за ГИФО», т.е. за счет бюджетных средств, остальные будут доплачивать разницу между стоимостью обучения по выбранной специальности и величиной полученного ГИФО.

Таким образом, доступность высшего образования в регионах – участниках эксперимента возросла, поскольку средний размер доплаты за обучение меньше по сравнению с полной стоимостью обучения в предыдущие годы.

Исследование показывает, что текущая успеваемость и результаты сдачи вступительного ЕГЭ практически совпадают. Так, доля студентов, получавших в течение года четверки и пятерки, составляет 82% среди имеющих первую категорию ГИФО, 61% – среди имеющих вторую категорию, 26% – среди имеющих третью категорию и только 5% – среди тех, у кого четвертая категория ГИФО (без учета присвоения второй категории льготникам, зачисляемым по целевому приему).

Опросив студентов вузов, участвующих в эксперименте, исследователи выяснили, что механизм ГИФО пока не оказывает существенного влияния на выбор студентами вуза и специальности обучения. 73% студентов отмечают, что они поступили в тот вуз и на ту специальность, которую хотели. Тем не менее 11% студентов считают, что без ГИФО не смогли бы поступить туда, где сейчас учатся, и 9% поступили на выбранную специальность только благодаря ГИФО. Из-за полученных низких категорий финансовых обязательств 18% студентов вынуждены были пойти на другую специальность и 16% – в другой вуз.

Таким образом, постепенно механизм ГИФО начинает стимулировать конкуренцию институтов и университетов за наиболее подготовленных абитуриентов. Если раньше в экспериментальных регионах вузам доставались бюджетные средства на обучение молодежи по контрольным цифрам приема – фактически одинаково за всех студентов, то при финансировании на основе ГИФО вузы получают разное количество денег в зависимости от категорий обязательств, полученных студентами. Получается, что вузы экономически заинтересованы в приеме более способных студентов: это дает им возможность повышать зарплату преподавателям и качество обучения. Таким образом, новое финансирование способствует более эффективному использованию бюджетных средств, их получают лучшие вузы, гарантирующие высокое качество подготовки студентов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте