Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Лучшие из лучших получат грант. Критерии отбора инновационных вузов

Учительская газета, №43 от 25 октября 2005. Читать номер
Автор:

С целью обеспечения решения задачи формирования эффективной национальной инновационной системы Минобрнауки России проводит конкурсный отбор высших учебных заведений в рамках программы «Приоритетные национальные проекты». Программа финансирования высших учебных заведений направлена на кадровое обеспечение инновационного развития предприятий, отраслей и регионов, решение задачи повышения качества естественно-научного и инженерного образования, обеспечения его соответствия современным запросам рынка труда и технологий, поддержку современных научных исследований. Отбор проводится среди высших учебных заведений в области естественно-научного и инженерно-технического образования, медицины и сельскохозяйственных наук как среди наиболее ресурсоемких.

Конкурсный отбор вузов-претендентов осуществляется на основании итогов деятельности вузов в 2000-2005 гг., текущих показателей и перспективных параметров, которые могут быть достигнуты в период 1-3 года.

1. Общие итоги деятельности вузов в 2000-2005 гг.:

– количество и результаты международных, федеральных и региональных проектов, выполненных вузом в период 2000-2005 гг.;

– количество научных публикаций, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

– количество патентов, изобретений и ноу-хау, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

– количество экспонатов, представленных на выставках (в том числе международных), общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

– количество полученных российских и международных наград, премий в области науки, культуры и образования, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава.

2. Управление вузом:

– наличие стратегической программы развития вуза и среднесрочного плана действий на период 2006-2008 гг.;

– наличие общественных органов управления (например, наблюдательного совета) с значимым уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ;

– ежегодная публикация отчетов о результатах деятельности, в том числе структуре доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств вуза;

– наличие системы управления качеством учебного процесса (например, ISO9000);

– наличие информационной системы управления учебным процессом.

3. Образовательные программы:

– численность обучающихся (в том числе бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, соискателей, докторантов);

– доля студентов, обучающихся по двухуровневым программам высшего образования;

– доля выпускников программ магистратуры, аспирантуры, докторантуры, МБА в общей численности выпускников;

– доля в учебном плане вуза дисциплин по выбору студента;

– использование кредитной системы в управлении учебным процессом вуза;

– доля дисциплин учебного плана, преподаваемых с использованием активных методов обучения (case-study, тренажерные комплексы, имитационные системы, деловые игры, проектно-аналитические сессии и т.п.);

– доля поступивших на первый курс победителей олимпиад;

– средний балл ЕГЭ среди зачисленных на I курс (на бюджетные и внебюджетные места);

– доля ППС и научных сотрудников моложе 40 лет;

– доля студентов и аспирантов, привлеченных к реализации учебного процесса;

– приведенное на единицу численности студентов количество персональных компьютеров в учебном процессе вуза (процессор P2 и выше);

– наличие локальной информационно-вычислительной сети;

– приведенное на единицу численности студентов количество персональных компьютеров с возможностью доступа в Internet;

– наличие общедоступного сайта вуза;

– наличие по подписке доступа студентов и сотрудников вуза к электронным образовательным ресурсам (электронным библиотекам, базам статистической информации и т.п.);

– количество зарубежных периодических изданий, получаемых библиотекой вуза;

– отношение количества мест в общежитиях для проживания студентов к общей численности студентов;

– доля образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию;

– доля выпускников, закончивших вуз в рамках целевых программ подготовки.

4. Научно-исследовательская, опытно-конструкторская и инновационная деятельность:

– объем НИОКР и проектно-аналитических работ, приведенный на единицу численности научного и преподавательского состава;

– объем внебюджетных НИОКР и проектно-аналитических работ, приведенный на единицу численности научного и преподавательского состава;

– численность преподавателей и научных сотрудников с учеными степенями по профильным профессиональным программам, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

– количество ППС и научных сотрудников, участвующих в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств, центров технологического превосходства и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием вуза, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

– доля преподавателей-практиков.

5. Международная деятельность:

– доля граждан иностранных государств в общем количестве студентов, в том числе из стран дальнего зарубежья;

– доля образовательных программ, получивших международную аккредитацию;

– членство в международных образовательных организациях;

– количество международных проектов в сфере образования и научных исследований, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

– количество студентов и преподавателей, принявших за 2000-2005 гг. участие в программах международного обмена;

– количество проведенных международных конференций, симпозиумов, научных семинаров за 2000-2005 гг.;

– доля приглашенных зарубежных профессоров и преподавателей;

– доля выпускников программ с участием зарубежных партнеров в общей численности выпускников вуза.

Возможны также дополнительные критерии:

– качество выпускников согласно независимому рейтингу работодателей (в случае возможности получения объективных оценок);

– доля выпускников, прошедших общественно-профессиональную сертификацию;

– наличие признанных на мировом уровне научных школ;

– наличие проектно-аналитических и научно-исследовательских центров федерального значения.

Дополнительные условия участия:

– объем собственных внебюджетных средств, инвестируемых в программу развития вуза, должен составить не менее 50% от размера выделенных на реализацию программы бюджетных ассигнований;

– подготовленный бизнес-план реализации программы развития вуза по форме, установленной конкурсной комиссией.

Конкурсный отбор вузов-претендентов осуществляется в два этапа. На первом этапе на основании основных критериев отбирается не менее 20 вузов. На втором этапе вузы рассматриваются по всей совокупности показателей, в соответствии с установленными для показателей коэффициентами.

P.S.

Данные критерии отбора инновационных вузов в рамках президентских инициатив являются примерными и опубликованы для общественного обсуждения. В дальнейшем критерии будут доработаны с учетом поступивших предложений.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту