Сидят Кабаниха с Катериной на завалинке, семечки лущат, беседу ведут о том о сем: о таланте Александра Островского, о критическом уме Николая Добролюбова, о судьбе России и доле своей женской. «Вы допустили ошибку, – бесстрастно смог бы констатировать тестовый компьютер, – такая ситуация невозможна!» Но она вполне допустима, скажут люди, особенно пока они молоды и полны желания докопаться до истины, и постараются ее смоделировать… ну хотя бы на уроке литературы у Юрия Котельникова в московской школе №320.
– Юрий Семенович, а как вам удается сохранять веру в торжество истинных ценностей?- Не поверите – читая «Учительскую газету». Мне импонирует в ней то, что она всегда актуальна, старается находиться в центре любой проблемы, оперативна и судит обо всем без предвзятости. У газеты мгновенная реакция на все происходящее. И хотя на полосах то и дело появляются чиновники, мы, педагоги, чувствуем, что она все-таки прежде всего стоит горой за нас.
Чем мог быть наполнен день двух героинь, связанных грозою? Трудно представить, что только лишь одним беспросветным произволом и насилием. В их сосуществовании замешаны и нравы тех лет, и извечные конфликты старшей и младшей хозяйки дома. Воссоздать картину, предшествующую последовавшей трагедии, разобраться, как, из-за чего все-таки она произошла, интересно. Так же как и погрезить: а если бы пришлось Андрею Болконскому столкнуться средь шумного бала с Элен, что они сказали бы друг другу. Люди одного круга, но с разными философскими (не стоит унижать Элен, подозревая, что у нее ничего общего с этой античной наукой быть не может!) позициями.
Мечта. Возможно, именно она царица урока литературы. Не знание того, кто что написал, не умение копировать стили и дух времен. Литература учит нас жаждать несбыточного, стремиться к неизведанному, не бояться неизвестного. А следуя постулатам Юрия Семеновича: не бояться жизни, ведь пропуская вымышленные, но столь реальные, перевернувшие сознания эпох и течения времен, ситуации через себя, мы приобретаем иммунитет к любым нарушениям привычного уклада. По крайней мере можем осознать их и приспособить под свое верное ощущение бытия.
Котельников – сторонник диспутов. Тех, что рождают истину. Сопереживание всегда влечет за собой нравственное взросление, а эмоциональные впечатления запоминаются навсегда. Поэтому он не приемлет на своих уроках молчащих: горение внутри – пожалуйста, но ему необходим выход, класс об этом должен узнать, коллектив как-никак! И вот литературный текс порождает действо, Юрий Семенович обожает, когда театральное – зацепило! – но и просто полемика здесь хороша. И удивляется школьным догмам, мол, подсказывать нельзя. Почему? Тут-то и происходит включение, в этот момент каждый и начинает работать, взяв старт на помощь другу…
Что такое директор школы? Управленец? Соучастник процесса? Вдохновитель? Юрий Котельников воплощает в себе все эти ипостаси. И даже несколько больше. Он преподает русский язык и литературу в своей 320-й школе с лицейскими классами. Он академик и действительный член академии проблем сохранения жизни. А также почетный профессор Московского государственного областного университета. Считает, что в его школе все решают люди. Очень их ценит. Наверное, поэтому в ответ получает любовь единомышленников, зараженных общими идеями, учеников в самом широком смысле этого слова.
Мать и отец Котельникова – участники Великой Отечественной войны. Галина Сергеевна защищала Москву с декабря 1941-го в составе 17-го стрелково-прожекторного полка 1-й дивизии, а после войны разделила судьбу большинства офицерских жен, обеспечивая семейные тылы по городам и весям необъятной страны. Семен Михайлович с 1939 по 1974 год верой и правдой служил в ВВС. Юрий Семенович любит повторять, что всем хорошим в себе он обязан именно им.
Возможно, память о внезапности войны, обрушившейся на головы мирных граждан, породила в свое время идею создать в школе свою команду гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В 2004 году команда состояла из 20 бойцов. Ежедневно проводились занятия по ориентированию, медицинской подготовке, изучению средств индивидуальной защиты и физической подготовке. Уже через два месяца под наставничеством кадровых офицеров ребята представляли Центральный административный округ столицы на городских соревнованиях, где показали абсолютно лучшее время в беге на 100 метров, в решении пожарно-тактической задачи, в поисково-спасательных работах на акватории и оказании первой медицинской помощи. Понятно, что сегодня в это спецподразделение стремятся…
Почти все. Те, кто не задействован в других, столь же привлекательных для подрастающего человеческого сознания школьных приключениях.
Ребята помогают школьным психологам. По маленькому зернышку набираясь у них знаний, тех, что в реальности обернутся верным житейским подспорьем, они несут обретенное дальше, устраивая с первоклассниками игры, благодаря которым малыши легче вживаются в здешний мир творческого поиска.
Но наибольшая гордость Котельникова – его театральное объединение. Ведь быть истинным творцом, по убеждению Юрия Семеновича, может быть только настоящий патриот. Что для него служит синонимом человека неравнодушного.
Уровень патриотической работы не измеряется ни количеством стендов, ни массовостью мероприятий, ни правильностью композиций. В 320-й создают сценические эссе. Композиции о том, что тревожит и волнует их как граждан. Ребята копируют не поступки, стиль мысли и поведения героев, они учатся становиться личностями на деле.
Десятиклассница Лена Рябова как-то сказала: «Я видела, что наша постановка произвела неизгладимое впечатление не только на взрослых людей, она повлияла на подростков. В каждом из нас есть частичка погибших на войне. Это выступление вселило в меня новое понимание жизни и дало начало тому, чтобы пересмотреть свои интересы и задуматься о смысле жизни».
Задуматься о смысле жизни. В 320-й к этому подводят по-разному. Ни на миг не забывая, что каждая личность индивидуальна. И подход к ее пробуждению не может быть одним. Единым может быть только позиция сопричастности, в которой здесь растут.
Будучи еще ученицей 10-го класса 320-й, Оксана Кулик говорила: «Как-то на уроке литературы я услышала чеканно-пронзительные строки ахматовского «Реквиема»: «А туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел». И вспомнила. Вспомнила все – жаркий день, маленькое кладбище. Вспомнила бабушкины горестные вздохи, те глаза с выцветшей фотографии… И заплакала. Тихонько, чтоб никто не увидел, кусая губы. А хотелось зареветь во весь голос, завыть стрелецкой женкой, Ярославной. Заголосить, как голосили испокон веков русские бабы, оплакивая своих сынов, мужей, свой лад. Оплакивая свою судьбу – горькую долю русской женщины…»
Постоянно действующий поэтический семинар старшеклассников школы №320 способствует формированию у подростков глубинного понимания жизненных явлений, умение выразить свое отношение к происходящему в художественных образах. Собственные стихи, переводы, написание художественных текстов на изучаемых иностранных языках – все это приобщает ребят к интенсивной духовной жизни, к культуре отечественной и мировой.
Котельников уверяет, что литературный текст – это та задача, на примере которой люди учатся решать конфликтные ситуации. Полемизируя, нельзя принизить одного и приподнять другого, подобные споры выводят все стороны на иной уровень познания. Это опыт аргументировать, и если кто-либо сможет доказать, что Баба-яга пресимпатичнейшее существо, хвала ему, защищать свое мнение – самое главное умение, которое должна привить школа.
Вот от этого, видимо, и горько ему, Учителю с большой буквы, что сегодняшнее обучение порой сводится к бездушному натаскиванию на сдачу ЕГЭ. Уча творить и мыслить, сопереживать и прогнозировать, Юрий Котельников не собирается загонять вверенную ему личность в рамки знаний от сих до сих, и пусть иначе произойдет сбой технократической системы, он верит – человеческий интеллект способен преодолеть и худшее…
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии