search
main
0

“Ломоносовский обоз” преодолеет путь от деревни, где родился наш великий предок, до Москвы

Родина Ломоносова – вовсе не Холмогоры, как лично я думал до сих пор, а деревня Мишанинская (по другой версии – Денисовка) на Курострове. И чтобы добраться до того самого легендарного обоза, Михайле пришлось сначала преодолеть довольно широкую реку по льду, а потом ещё два дня пешим ходом догонять гружёные рыбой сани.

Обо всех этих деталях в деревне Ломоносово (бывшей Мишанинской – Денисовке) вам расскажет любой житель. Тем более что среди них есть немало дальних потомков нашего северного гения. Одна из них, Зинаида Хаймусова, работает учителем английского языка в островной школы которая, разумеется, носит имя М.В.Ломоносова. “Меня всегда спрашивают, не тяжко ли нести бремя популярности моего великого предка, ведь это накладывает столько ответственности за  весь род, – рассказывает она. – Но я к этому давно привыкла, и отвечаю, что горжусь этим и стараюсь не ударить в грязь лицом нигде и никогда”.

По её словам, существует даже некое сообщество \”ломоносовцев по крови\”, их периодически собирают то в библиотеке, то в музее, чествуют, раздают памятные брошюры.  Любопытно, что многие из этих людей – педагоги, немало из них стало довольно известными личностями, заняли солидные должности.

Вообще в разговоре с сельскими педагогами можно узнать поразительные факты. Например, в советские времена Московский государственный университет принимал без экзаменов какого-либо одного выпускника из этой школы. И они могут даже назвать вам имена тех, кто воспользовался этой привилегией, и до сих пор работает здесь.

Кроме того, оказывается, что поскольку Ломоносово находится на острове, и добраться до него можно лишь на пароме или по льду, несколько раз в год деревня оказывается отрезанной  от всего мира половодьем или ненастьем. Тогда все вспоминают про старинный народный промысел, который существовал здесь испокон веков и, похоже, зародился по той же причине. Речь идёт о резьбе по кости. Местные виртуозы изготавливают великолепные украшения и ювелирные изделия из любого материала – бивня мамонта, клыка моржа, рога оленя, зуба кашалота, кости коровы и так далее. К сожалению, спрос на их продукцию год от года падает, сырьё дорожает, поскольку китайские мастера, скупают его на корню, а благодаря очень дешёвой рабочей силе сбивают цену ниже некуда.

Но промысел ещё жив, навыки не утрачены, народные умельцы и система образования помогают сохранить культурные традиции. В школе имени М.В.Ломоносова действует кружок резьбы по кости, где опытные мастера после уроков учат детей основам этого сложного и интересного творчества. Впрочем, среди учеников уже есть такие, которые сами вполне способны стать учителями. Например, пятиклассник Дима Осипов, сын потомственного костореза, буквально на ваших глазах может изготовить из коровьего рога изящное ювелирное изделие, а также научит вас правильному обращению с гравёром, шлифовальным станком, буром, и другими инструментами и материалами.

Грядущий юбилей стимулировал муниципальные власти провести в школе капитальный ремонт, утеплить и облицевать её, а также поместить на её стене мемориальную доску. Предыдущий символ – памятник Ломоносову, установленный у входа в старое здание школы, уже давно стал символом всего населённого пункта, его успешно изображают на брелоках, открытках и значках. Здесь, у этого памятника, собственно и стартовал проект “Ломоносовский обоз”. Лошадь, запряжённая в настоящие (подаренные потомками Ломоносова) сани, в сопровождении почётного эскорта московских школьников и местных жителей, проволокла свой символический груз по деревенской улице, обозначив таким образом начало пути длиною в 1300 километров, который закончится 1 октября в Москве.

Фото автора

Вопрос дня

Какие проблемы для вас сегодня самые актуальные?

Светлана Фёдорова, ученица 11 класса:

Хочу получить высшее образование, стать визажистом или педагогом-воспитателем, как мама. Конечно, педагоги сейчас зарабатывают не очень много, но ведь если будет муж, он поможет. А вот на визажиста у нас здесь, к сожалению, нигде не учат, ни в Холмогорах, ни в Архангельске. Только на парикмахера. Поэтому, если что, придётся ехать куда-нибудь или в Санкт-Петербург, или в Москву. Но пешком, как Ломоносов, я вряд ли пошла бы туда…

Марина Лыжина, ученица 10 класса:

Куда поступать – не знаю. Хочу ли я остаться здесь или куда-нибудь уехать – тоже не знаю. И надо ли мне оно – тем более. Может, останусь, может, уеду. Мало ли, как сложится судьба. ЕГЭ боюсь, уже сейчас готовлюсь во всю…

Валентина Замахина, учитель русского языка и литературы:

Да проблем вроде бы и нет. Детей у нас стало рождаться больше, это хорошо. Вот у меня, например, ребёнок, я сама недавно из декретного отпуска вышла. Ну, конечно, с острова люди уезжают, из выпускников очень мало кто остаётся… И если так пойдёт, то кого будем учить, не знаю. Сейчас уже в классах от 4 до 12 человек. А будет ведь ещё меньше. Хотя детей рождается больше. И зарплата у нас стала выше, благодаря НСОТ. Все в школе стали получать больше денег, и это так здорово. Правда, зарплаты всё равно маленькие, например, у меня – 10 000 рублей. Но с НСОТ всё равно лучше.

Николай Шеремет, директор школы им. М.В.Ломоносова:

Проблемы налицо – на острове негде работать, люди уезжают на большую землю, население уменьшается. Чтобы исправить это положение, необходимо возродить сельское хозяйство, а также заново собрать распущенную артель косторезов, которые раньше работали на фабрике и были востребованы. А то сейчас им приходится самим платить, чтобы иметь возможность поработать на пока ещё действующих станках…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте