Наблюдения за учебной деятельностью младших школьников с задержкой психического развития свидетельствуют о том, что дети со значительными трудностями овладевают технической стороной процессов запоминания и воспроизведения материала, допускают многочисленные ошибки. Им сложно осмысливать и запоминать семантические, логико-грамматические связи при восприятии текстов познавательного и художественного характера.
Предупреждение технических затруднений может осуществляться путем обработки определенных приемов, облегчающих процесс мнемической деятельности, а также вправления детей в считывании отдельных слов, словосочетаний, предложений и фрагментов текста на подготовительном этапе работы.
При подгрупповой работе педагоги активизируют процесс восприятия и понимания обучающимися содержания текста. Использование сюжетных картинок, предметных картинок-символов, опорных слов, пунктов плана, воображаемого рисования является приемом, который помогает установке и запоминанию детьми определенной последовательности событий в тексте.
Важными для осмысления текста являются поиск и нахождение учениками причинно-следственных, пространственных и других логических связей. Именно на занятии со специалистами школы уделяется достаточно времени этой работе, учитывая конкретные недостатки развития мнемической деятельности и познавательной сферы учащихся, меру трудностей и необходимой для их преодоления педагогической помощи. Работа над технической и содержательно-сознательной сторонами процесса мнемической деятельности должна быть взаимосвязана. Развитию умения осмысливать прочитанное, устанавливать логические связи в познавательном или художественном тексте способствует применение специально подобранных упражнений, которые нацеливают обучающихся на:
– выявление различных смысловых аспектов текста;
– поиск противоречий, ошибочных суждений;
– критическую оценку изложенного в тексте фактического материала и т. п.
Целесообразность использования таких упражнений на подгрупповом занятии состоит в том, что дети учатся выполнять чрезвычайно важную для их развития мыслительную работу в удобном для них темпе и под контролем специалиста, который четко дозирует объем педагогической помощи и стимулирует проявление познавательной активности и самостоятельности учащихся. Спецификой занятий является то, что коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР часто проводится в рамках определенных лексических тем. Это ориентирует специалиста на выбор речевого материала, в том числе текстов, определенной тематической направленности.
Подгрупповая работа в наибольшей степени способствует реализации принципа коммуникативной направленности обучения. При формировании мнемической деятельности мы обучаем детей с ЗПР совместно работать над содержательной стороной текстов. Именно во время подгрупповой работы есть возможности создания дидактических ситуаций, которые помогают детям приобрести определенный опыт осмысления, запоминания и воспроизведения информации путем ее обсуждения с другими участниками, сопоставления различных выводов, предложений, оценок.
Успешному овладению детьми с ЗПР навыками мнемической деятельности мешают недостатки устной речи, парциальная несформированность у них ряда невербальных психических функций. На этом основании в условиях инклюзивного обучения коррекционно-развивающая работа с такими обучающимися должна строиться на принципах комплексного, системного, этиопатогенетического, коммуникативного, дифференцированного и индивидуального подходов.
Специалисты СКОШИ №73 находят пути оптимального сочетания видов и форм работы с детьми с ЗПР на занятиях и на уроках для реализации задач совершенствования мнемической деятельности.
Виктор КУЗЕНКОВ, учитель, олигофренопедагог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №73
Комментарии