search
main
0

Листая старые страницы. Слово и дело

«В дни войны советская школа должна работать образцово». Этот лозунг не сходит с полос «Учительской газеты». Труд учителя находится под неусыпным контролем. На Всероссийском совещании по народному образованию, проходившем в августе 1943 года, нарком просвещения РСФСР тов. Потемкин особо подчеркивает, что в трудных условиях военного времени правительство не забывает учителей. Принят ряд важных решений по улучшению материально-бытового положения учительства.

Позаботится правительство в ближайшее время и об удовлетворении духовных запросов учительства, обещает нарком просвещения. Все долго аплодируют этим словам. Главное, все верят – так и будет.

Слова действительно не расходятся с делом. Уже в сентябре этого года все школьные учителя, преподаватели училищ получают солидную прибавку к жалованью. Тот факт, что решение о повышении зарплат принято в условиях военного времени, ярко показывает, какое место занимает школа и учитель в жизни страны. С таких пафосных слов начинаются многие письма в газету. Но разве можно оспорить их сегодня?

Чем же отвечают учителя на заботу правительства? Догадаться нетрудно. Конечно же, самоотверженным трудом. Идет борьба за всеобуч. В Татарии колхозники Ципьинского района выступили с инициативой обуть, одеть, накормить всех нуждающихся школьников. Объявлен сбор вещей и средств. Почин широко освещается на страницах «УГ», сразу же находятся его продолжатели. Поистине проблемы и нужды образования решаются всем миром, всей общественностью.

Председатель Совнаркома РСФСР А.Косыгин заявляет с печатных страниц: «Мы имеем все возможности поднять народное образование на более высокую ступень. Забота о школе, о нуждах учителя, о его культурном росте будет стоять в центре внимания работ органов власти и в центре, и на местах. Правительство понимает, насколько зависит положение в обществе от состояния школы».

В военные годы выходит постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». В этом же году вводятся выпускные экзамены на аттестат зрелости.

Что мешает учителю в работе? Этот вопрос не сходит со страниц газеты. Бурю откликов вызвала статья заместителя наркома просвещения РСФСР П.Золотухина от 2 ноября 1944 года. Автор приводит ряд возмутительных фактов. Вот один из них. Директор Усть-Кутской школы, что в Саратовской области, попросил председателя поселкового совета подвезти в школу бочку воды и топлива.

– Мобилизуй своих учителей, – ответил чиновник. – Они наносят тебе воды и бурьяну наломают. Мы тебя поставили, ты и действуй. А не справишься – выгоним!

Знакомая картина, не правда ли? Шестьдесят лет назад ответственный работник ведомства был возмущен ею до глубины души: «Надо призвать к порядку тех руководителей, которые издевательски относятся к нуждам учителей, – делает упор П.Золотухин, – каждое решение о наказании виновников должно быть гласным, чтобы другим неповадно было нарушать права учителей».

Эта статья сразу же после выхода получает огромный резонанс. Она обсуждается во многих коллективах: Саратовский облисполком на своем заседании принимает срочное решение: в десятидневный срок обеспечить топливом все школы и учителей, принять меры к своевременному снабжению учителей хлебом, овощами.

В октябре 1944 года газета отмечает двадцатилетний юбилей. И, как всегда, обращается с пожеланием к читателям. «Пусть каждый учитель, каждая учительница напишут в свою газету. Пусть учительские письма станут основным материалом газеты», – пишется в передовой статье «О тех, кто строит газету». Письма вносят не только живую страсть и заинтересованность в обсуждение насущных педагогических проблем. Успешное решение задач также зависит от тесной связи газеты с широкими массами учительства, делается вывод в статье. «Товарищи учителя! Повсеместно крепите связь со своей «Учительской газетой»!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте