search
main
0

Листая старые страницы. «Чадолюбивая» страна

Это случилось совсем неожиданно. После второго урока Надежде Васильевне Косаревой, учительнице 518-й московской школы, позвонили из роно. Спросили почему-то не о работе, а об условиях, в которых она живет. Но учительница не жаловалась на свой быт, ни о чем не просила, хотя тридцать лет семья проживала в неблагоустроенной маленькой квартире в Замоскворечье. Произошло чудо. Из роно известили, что Косаревой нужно явиться в Моссовет. Там учительнице выдали ордер на квартиру в новом высотном здании у Красных ворот. Семья Надежды Васильевны из трех человек получила изолированную комфортную, сверкающую новым кафелем квартиру.

Это ли не чудо? Из 276 благоустроенных квартир в престижном доме 37 предоставлены учителям. Такое решение принял Моссовет. На календаре – 1952-й год. И такое решение вполне в духе того времени. В «Учительской газете» из номера в номер публикуются подтверждения того, что «советское государство высоко ценит труд педагога, окружает народного учителя вниманием и заботой». Рубрика «По родной стране» занимает главное место на первых полосах газеты. Строители треста «Ростовгорстрой» за год построили шесть многоэтажных школьных зданий. Комфортно в них учителям и детям. Страна живет пятилетками. И новый этап (1951-1955 годы) должен привести к победе коммунизма. Все работает на эту цель. Прирост населения за последние три года (1949-1951 гг.) составил 9 миллионов 500 человек. Учеников в стране в 51-м году – 57 миллионов человек. Это на 8 миллионов больше, чем в предвоенные годы. Расходы на образование по сравнению опять же с сороковым годом увеличились почти втрое (с 22,5 млрд. рублей до 57,3 млрд. руб.).

Какие же задачи ставятся перед школой в пятой пятилетке? Надо ей стать ближе к жизни, к практике, к социалистическому производству. Остро звучат проблемы политехнического обучения, связи теории с практикой. В октябре 1952 года «Учительская газета» проводит совещание в столице Западной Сибири. В нем принимают участие не только учителя и работники отделов народного образования, но и представители вузов, промышленных предприятий, транспорта, обсуждаются школьные программы. Критике подвергаются учебники по физике, химии. Идет речь о создании производственных мастерских при каждой школе. И практика, и теория политехнизации нуждаются в совершенстве, делают вывод участники совещания в Новосибирске.

Круг авторов «УГ» расширяется. Выступают директора заводов, начальники строек, различных предприятий. 22 октября 1952 года появляется большая статья директора Павлышской школы Василия Александровича Сухомлинского. Она на злобу дня: «Политехническое образование и методическая работа». В 1952-м в «Учительской газете» печатаются три статьи Сухомлинского. Все они, как по заказу, поднимают важные для редакции в то время темы.

В 1952 году завершается строительство «гигантского сооружения сталинской эпохи, первенца великой стройки коммунизма». 27 июля впервые по Волго-Донскому каналу отправляется пассажирский теплоход. На его борту ученики 502-й женской столичной школы. Они стали победителями Всесоюзного конкурса «Заочное путешествие по великим стройкам коммунизма». Школа живет в едином ритме со страной.

– У нас удивительно чадолюбивая страна, – восхищается детский писатель Лев Кассиль. – Радостно жить в стране, ставшей светоносной надеждой человечества, и работать для ее детей, выполнять свой долг педагога, писателя, вместе со всем народом уверенно растить счастливых!

– Мы воспитываем в наших детях любовь к учению и труду, – вторит ему собрат по перу, детский писатель Анатолий Алексин. – Дети верят в светлое, счастливое будущее. Образы смелых и благородных людей, людей с большой буквы – любимые герои наших юных читателей. Широки мечты наших ребят, благородны их помыслы!

Так писала «Учительская газета» более полвека назад.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте