search
main
0

“Лионский” дилижанс Рекламный трюк для доверчивых

Когда в Новосибирске объявлен был набор в филиал Московского педагогического университета, многие сибиряки удивились: у нас свой прекрасный педагогический вуз с хорошими традициями, зачем нам новомодные структуры?

Но прошло время , и оказалось, что “новомодная структура” заняла свободную нишу на рынке образовательных услуг и позволила сибирякам решить острые образовательные и даже социальные проблемы. Во-первых, здесь стали готовить по тем специальностям, которые прежде были новосибирскими вузами не освоены: изучать дефектологию, олигофренопедагогику, коррекционную педагогику, психогенетику и другие отрасли знаний, широко востребованные сегодня. Новая гибкая форма занятий – очно-заочная, во вторую половину дня – привлекла в филиал массу работающих уже учителей, получивших возможность пройти переподготовку, т.е. получить вторую, совершенно новую специальность. Многие учителя начальных классов, которым демографическая ситуация грозила безработицей, освоили по гибкой, но полноценной программе специальность логопеда и начали работать в детских садах, реабилитационных центрах и средних школах. Особая система обучения позволила дать высшее образование – особенно популярно оказалось лингвистическое – тем, кто закончил педагогический колледж.
При этом образование не стало второсортным, усеченным: как в любом государственном учебном заведении, учебный год начинается в сентябре и завершается в июне. Две экзаменационные сессии, строгие промежуточные формы контроля, обилие спецкурсов и спецсеминаров. Филиал базируется на площадях НИПКиПРО, поэтому все знаменитости, включая зарубежных ученых и педагогов, оказавшись в педагогическом пространстве Новосибирска, становятся гостями филиала. Сильный преподавательский состав работает в постоянном сотрудничестве с московскими коллегами: совместно разработаны не только программы, методика, учебные планы, но и по графику осуществляется стажировка новосибирцев в Москве, обеспечено участие московской профессуры в преподавании и научно-методической работе, московские представители возглавляют предметные комиссии, присутствуют на экзаменах и защите дипломов. Занятия в филиале идут ежедневно с 15 часов 30 минут до 20 часов 30 минут. Студент из пригорода может приехать в любой день на консультацию по нескольким дисциплинам или проблемам. Расписание составлено очень удобно для обучающихся.
Филиал арендует у НИПКиПРО помещение, предоставив сибирским учителям возможность пользоваться обновленными аудиториями и поставленным филиалом оборудованием, в том числе новейшими техническими средствами и современными компьютерами. Москвичи пополнили солидно и библиотечный фонд, несмотря на то, что НИПКиПРО уже имел свою уникальную педагогическую библиотеку.
Филиал создал новые формы образования взрослых и новый педагогический коллектив: среди преподавателей не только известные новосибирские профессора, но и московские их коллеги, и так называемые носители языка из-за рубежа. Гости из Гамбурга, Оксфорда, Лиона приезжают сюда со своими учебными пособиями. Вот такая форма филиала обеспечивает высокое качество образования по самым низким среди вузов ценам.
Теперь представьте восторг абитуриента, который узнает, что в другом новосибирском филиале другого московского университета он может получить не только образование по новейшим технологиям (бакалавр, специалист, магистр), но и стажировку за рубежом, например, в Лионе. Обширная эта многообещающая программа филиала обнародована в центре Новосибирска на рекламном стенде у здания по улице Каменской, 66.
Открываю вполне респектабельный европейский подъезд и попадаю в интерьеры забытого казарменного стиля глухой российской глубинки. Протискиваюсь через тяжеленный турникет и узнаю у дежурного, что в здании располагается торговый техникум, а на третьем этаже есть комната, где располагается администрация филиала Московского государственного университета. Спешу подняться: моя племянница изучала французский, может, через этот мрачный коридор и зловещий турникет и пролегает ее будущая дорога в Лион, к блестящей французской культуре?
Милая уставшая женщина в черном приветливо встречает меня и сообщает совсем уж приятные новости: на заочное отделение после техникума принимают сразу на третий курс без особых мытарств – надо лишь пройти собеседование по математике и русскому языку. А дальше – установочная сессия, контрольные работы и один раз – в феврале, марте или апреле – экзамен. На первом курсе начало учебного года в ноябре, окончание – в марте, набор – в мае. Как славно: уплотнили учебный год до четырех месяцев, наверное, какие-то необычайно эффективные технологии типа суггестопедии, многодневного погружения с психологической разгрузкой и индивидуальными занятиями в сопровождении фитотерапии и использованием 25-го кадра… Наверное, и преподаватели не только из Москвы, но и из Лиона со своими лазерными обучающими комплексами.
– Нет, – отвечают мне, – преподаватели все новосибирские, потому что у нас вузовский крупный город и есть специалисты любого профиля. У нас только программы и диплом Московского университета.
После этого уточнения и вспомнила я, наконец, откуда мне про эти лионские прелести известно еще с прошлого года. Тоже дочь моих соседей – вот и фамилия ее на стенде, в составе группы, которая в итоге образовалась, по ее словам, из трех других растаявших, как улыбка Чеширского кота, задолго до экзаменов (хотя деньги за обучение внесли все).
Помнится, какой радостной и горделивой была молодая женщина, когда сообщила нам, что начинает учиться в…МГУ. В школе она училась давно, трудно из-за многочисленных тяжелых болезней. Полуграмотные родители ничем не могли ей помочь. И сообщение о том, что она принята на “экономический факультет МГУ” показалось нам из ряда фантастических. Впрочем, мы ведь живем в фантастическое время, чего только не случается! Но дальнейшая информация выглядела все “страньшее и страньшее”: студентка загадочного филиала сначала радовалась, что на установочной сессии встретила своих преподавателей из техникума – они ее знают как человека добросовестного и работящего, экзамен сдать будет нетрудно. Потом горевала, что расписание составлено неудобно, что не может попасть на консультации, – нельзя уйти с работы, иначе потеряешь заработок и нечем будет платить за обучение, которое по договору стоило 8 тысяч за год, а теперь надо еще доплачивать какие-то “инфляционные” 500 рублей, а также всякий раз платить за малейшие “услуги”. Она работала теперь на заводе сутками – там хоть учиться разрешали, в отличие от фирм. Ей надо было оплачивать учебу, квартиру и содержать престарелых родителей (отец только что перенес инфаркт). Работала она без выходных и, похоже, без перерывов на обед и сон. Степень ее усталости граничила с изнуренностью. Поэтому, когда она возникала вечером на пороге, как бледная тень, и тихим голосом просила сделать ей контрольную работу по культуре речи, экологии или естествознанию, которое, как она считала, ей не пригодится, мы вздыхали тайно, но покорно брали “опросники”. Обкладывались десятками словарей, энциклопедий и научно-популярных изданий, называя это игрой “Как потерять миллион”.
Однажды я все-таки спросила измученную соседку:
– Я вижу, вам это неинтересно и не нужно, что же вас заставляет так мучиться, платить огромные для вас деньги и брать ради этой псевдоучебы дополнительную работу по ночам?
Ответ был универсален:
– Я не могу получить работу в хорошем месте, потому что у меня нет диплома даже захудалого новосибирского вуза. А так еще год – и у меня будет диплом Московского университета. Работу экономиста я знаю прекрасно, у меня хорошая квалификация. Когда техникумовских преподавателей выгнали из филиала и заменили новенькими из разных новосибирских университетов, я увидела, что понимаю в своей специальности куда больше этих преподавателей. Одна молоденькая совсем ничего не понимает в бухгалтерском учете и аудите, мы ей сами все растолковали: она все из книжки берет, а практики не имеет. А у меня и стаж, и опыт, мне бы только московский диплом еще!
И она честно зарабатывает этот диплом тяжелым трудом – но не учебным: у нее нет ни сил, ни времени одолеть за четыре месяца годовую программу университета…на базе переполненного техникума. Все ее знакомые также убеждены, а значит, и работодатели поверят, что она учится на заочном отделении экономического факультета МГУ. На самом же деле на улице Каменской располагается филиал Московского государственного университета коммерции – МГУК, в аббревиатуре которого при озвучивании… исчезает последняя буква, и ты оказываешься уже “студентом МГУ”. Вот такая невинная шалость, а как много пользы из нее можно извлечь догадливому человеку!
Впрочем, что уж корить студентов, если и сам МГУК так любит пошалить: заманчивая стажировка во Франции всего лишь рекламный трюк для сибирских доверчивых аборигенов, им не только Лион не светит, но и встреча с московскими педагогами или хотя бы обучающими комплексами.

Галина ФРОЛОВА
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте