Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Новый подход

Lifelong learning

Инновационные технологии обучения как один из факторов социальной безопасности общества
УГ - Москва, №40 от 06 октября 2020. Читать номер
Автор:

Сегодня современные технологии, используемые для улучшения различных сфер человеческой деятельности, можно найти повсюду. Однако образовательные процессы не всегда органично связаны с процессами воспитания, что приводит к возникновению угроз в образовательно-воспитательной системе, а также негативно сказывается на обеспечении социальной безопасности страны. На помощь должны прийти образовательные инновации, которые призваны создать оптимальную и устойчивую учебно-организационную, научно-методическую и нормативно-управленческую среду.

Отличительная черта образовательных инноваций – создание информационной образовательной среды с помощью применения информационно-коммуникационных технологий. ИКТ давно уже перестали быть чем-то новыми и экзотическим в образовательном процессе. Средства мультимедиа (совокупность всех видов информации – графической, звуковой, видео) применяются повсеместно.
Учебные заведения в последнее время неплохо оснащены и компьютерами, и проекторами, и интерактивными досками, и возможностью использования всех преимуществ коммуникационных технологий: сайты и порталы школ, вузов, техникумов и других учебных заведений, использование облачных технологий и технологий Web 2.0, электронных дневников и прочих средств сетевого взаимодействия.

К другим инновационным технологиям относят модульное, дистанционное, проблемное обучение, метод проектов, социальное партнерство, технологию дифференцированного обучения.
В 2020 году из-за коронавирусной инфекции – COVID-19 – более 1,5 миллиарда учащихся школ и вузов были переведены на дистанционное обучение впервые за всю историю современной образовательной системы. Для эффективного дистанционного образования характерны более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, максимальная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения. Для мотивирования обучающегося важно использовать разнообразные приемы и средства, структурирование программы дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю.

Эффективное и грамотное дистанционное образование является одной из основных форм обучения в рамках концепции Lifelong learning (LLL). Концепция Lifelong learning – это подход к образованию, основанный на непрерывном овладении новыми знаниями и навыками с помощью тренингов, мастер-классов, наставничества, учебных профессиональных курсов, повышения квалификации. Главной идеей модели LLL является создание такой системы, которая обеспечит каждому человеку возможность получения и пополнения знаний, развитие, совершенствование, самореализацию на протяжении всей жизни. Данная концепция опирается на четыре столпа образования:

– learning to know («обучение знанию») – овладение учебными инструментами, а не приобретение структурированных знаний;
– learning to do («обучение») – обучение тем видам работ, которые необходимы сейчас и в будущем, включая инновации и адаптацию обучения к будущей рабочей среде;
– learning to live together and with others («научиться жить вместе с другими») – овладение умениями мирно разрешать конфликты, открывать других людей и их культуры, укреплять возможности сообщества, индивидуальные компетенции и способности, экономическую устойчивость и социальную интеграцию;
– learning to be («учиться быть») – образование, способствующее полному развитию человека: ум и тело, интеллект, чувствительность, эстетическая оценка и духовность.

Подход LLL подразумевает 4 основных этапа развития человека как профессионала в определенной сфере:
– первый этап – самоопределение, на данном этапе происходит постоянный поиск вида деятельности, которым будущий специалист хочет заниматься;
– второй этап – это постановка долгосрочных целей с горизонтом 10‑15 лет и описание траектории профессионального развития;
– третий этап – это определение точек приложения усилий, например, такими точками могут быть компании, в которых нужно обязательно поработать, люди, с которыми нужно познакомиться, и компетенции, которые нужно приобрести;
– четвертый этап – корректировка траектории, которая вновь включает в себя самоопределение, постановку новых целей и определение новых точек приложения усилий.

Как и любая система обучения, система непрерывного образования имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам обучения длиною в жизнь относятся экономия времени, развитие способностей и потенциала, данных человеку от природы, ускорение процессов самопознания и самоопределения, самореализации; развитие навыков работы в команде, на практике и самостоятельного поиска информации.

В настоящее время как сама идея непрерывного образования на протяжении всей жизни, так и его формы становятся все более популярными. Дистанционное обучение в формате концепции Lifelong learning предполагает безостановочное формирование и совершенствование навыков, компетенций и знаний человека на протяжении всей его жизни с помощью инструментов электронных сетей, тем самым увеличивая его конкурентоспособность и качество жизни.

Однако в современных образовательных процессах и технологиях, в частности таких как smart-обучение, показывающих слияние онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа, не учитывается воспитательный аспект, тесно связанный с гуманистическим подходом к организации образовательной деятельности. Кроме того, принципы образования XXI века «образование для всех» и «образование через всю жизнь» невозможны без активного применения методов самообразования, самовоспитания и самообучения.

Таким образом, важным фактором определения направлений развития образовательно-воспитательной системы России является органичное сочетание тенденций и особенностей передовых систем и технологий образования и воспитания при доминировании российской идентичности образовательно-воспитательного процесса и необходимости сохранения национальной уникальности российского образования.

Юлия КОЛГУШКИНА, воспитатель детского сада присмотра и оздоровления №766


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt